ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО- КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ (ч.1-2.2)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО- КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ (ч.1-2.2)

«Утверждена»

решением сессией маслихата

9/1 от «27»ноября 2012 года

г. СЕРГЕЕВКА, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

4

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

5

2

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

12

2.1

Оценка позитивных и негативных сторон состояния района, а также их влияние на социально-экономическое и общественно-политическое развитие региона

12

2.2

Анализ социально-экономического положения территории

13

Развитие экономики района

13

2.2.1

Анализ экономики района

15

Промышленность

15

Агропромышленный комплекс

18

Малое и среднее предпринимательство

23

Развитие конкуренции

26

Торговля

30

Инвестиционная деятельность

31

Индустриально-инновационное развитие

31

Развитие местного содержание

33

2.2.2

Анализ социальной сферы района

34

Образование

34

Здравоохранение

37

Социальная защита

39

Рынок труда

40

Культура

42

Развитие языков

43

Спорт

44

Туризм

46

Внутренняя политика

48

Охрана правопорядка и борьба с преступностью

51

Угроза возникновения чрезвычайных ситуаций

54

2.2.3

Анализ инфраструктурного комплекса района

56

Строительство

56

Жилищный сектор

58

Автодорожная отрасль

59

Автомобильный транспорт

60

Водоснабжение и водоотведение

61

Электро- и теплоснабжение

64

2.2.4

Анализ территориального(пространственного)развития региона

66

Землеустройство

66

Развитие сельских территорий

68

Экологические проблемы региона

70

2.2.5

Анализ системы государственного местного управления и самоуправления

71

Государственные услуги

71

2.3

Комплексная характеристика основных проблем, рисков, сдерживающих факторов, конкурентных преимуществ и возможностей устойчивого социально-экономического развития территории в среднесрочной перспективе

74

2.4

Анализ действующей политики государственного регулирования социально-экономического развития территории

81

3

ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

82

4

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

85

Направление 1. Развитие экономики региона

85

Направление 2. Развитие социальной сферы

93

Направление 3. Развитие инфраструктурного комплекса региона

110

Направление 4. Территориальное (пространственное) развитие региона

114

Направление 5. Развитие системы государственных услуг

117

5

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

118

6

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

119

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АБП – Администраторы бюджетных программ

АПК – Агропромышленный комплекс

ДЮКФП – Детско-юношеский клуб физической подготовки

ИФО – Индекс физического объема

ИС – Информационная система

ЛПО – Лечебно-профилактические организации

ОВП – Отдел внутренней политики района

ОЖКХПТиАД – Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных

ОЗО – Отдел земельных отношений

ОЗСП – Отдел занятости и социальных программ

ОКРЯ – Отдел культуры, развития языков,

ОФКиС- Отдел физической культуры и спорта

ОО – Отдел образования

ОП – Отдел предпринимательства

ОС – Отдел строительства

ОСХиВ – Отдел сельского хозяйства и ветеринарии

ОЧС – Отдел чрезвычайных ситуаций

ОЗО – Отдел земельных отношений

ОЭБП – Отдел экономики и бюджетного планирования

ОФ – Отдел финансов

ОВД –Отдел внутренних дел

СКО – Северо-Казахстанская область

УПРиРП – Управление природных ресурсов и регулирования природопользования СКО

ЦРТ – Цели развития тысячелетия

 

1.ПАСПОРТ

Наименование

Программа развития территории района Шал акына Северо-Казахстанской области на 2011 – 2015 годы

Основание дляразработки

Указ Президента Республики Казахстан «О системе государственного планирования» от 18 июня 2009 года № 827; Указ Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 4 марта 2010 года № 931; Указ Президента Республики Казахстан от 1.02. 2010 года № 922 «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года»; Указ Президента РК от 19 марта 2010 года №958 «О государственной программе по форсированному инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы»

Основные характеристики района

Территория района – 4,841 тыс. кв.км. Численность населения на 1 января 2010 года – 22669 человека (городское -7641 человек, сельское – 15028 человек).

Район расположен в лесостепной зоне в юго-восточном направлении от областного центра, расстояние от г. Петропавловска до границы района – 138 км., до г.Сергеевка – 172 км.

На территории района 44 населенных пунктов, из них 1 город районного значения. 43 населенных пункта объединены в 12 сельских округов.

Район является аграрным, где основной отраслью является производство зерна. Уровень и темпы развития животноводства не в полной мере соответствуют имеющимся возможностям и потенциальным резервам производства. Основная часть мясо – молочной продукции производится в домашних хозяйствах. Для устойчивого развития сельского хозяйства район располагает достаточными земельными, людскими и другими ресурсами. Имеет значительный потенциал для развития перерабатывающей промышленности, который развито слабо.

Регион богат водоемами, главным из них является река Ишим с притоками Иман-Бурлук, Баганаты, Шудосай.

Направления

Развитие экономики региона;

Развитие социальной сферы;

Развитие инфраструктурного комплекса;

Территориальное (пространственное) развитие района;

Развитие системы государственных услуг.

Цели Программы
  • Качественный и стабильный рост экономики района;

  • Развитие конкурентоспособной экономики региона, обеспечивающей развитие обрабатывающих отраслей, производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью с продвижением на внутренний и внешний рынок, создание благоприятных условий для инновационного предпринимательства;

  • Высокоэффективное развитие АПК на базе технического и технологического перевооружения производств и диверсификации отрасли, а также повышение конкурентоспособности продукции за счет повышения качества и применения инновационных технологий;

  • Развитие предпринимательства;

  • Активизация развития внутренней торговли;

  • Улучшение бизнес-среды. Индустриально-инновационное развитие района;

  • Улучшение качества, доступности образования и повышение эффективности системы охраны прав и защиты законных интересов детей;

  • Улучшение здоровья населения;

  • Эффективная система социальной защиты населения;

  • Сохранение историко-культурного наследия региона, популяризация и пропаганда отечественной культуры;

  • Формирование толерантной языковой среды с эффективными социально-коммуникативными функциями государственного языка;

  • Развитие массового спорта и спорта высших достижений;

  • Развитие сферы туризма: въездного и внутреннего туризма;

  • Укрепление межэтнического и межконфессионального согласия, государственности посредством совершенствования взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, совершенствование государственной информационной политики в рамках формирования социального оптимизма североказахстанцев и повышение эффективности реализации государственной молодежной политики.

  • Обеспечение защиты населения, правопорядка и поддержание необходимого уровня безопасности жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Профилактика правонарушений;

  • Предупреждение, снижение тяжести и эффективная ликвидация последствий ЧС природного и техногенного характера;

  • Обеспечение доступности жилья;

  • Формирование развитой транспортной инфраструктуры;

  • Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения населения;

  • Обеспечение потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, надежность функционирования систем жизнеобеспечения и повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства;

  • Создание эффективного механизма реализации градостроительных проектов и обеспечение рационального и эффективного использования земельных ресурсов;

  • Создание условий для нормального жизнеобеспечения села и увеличение потенциала сельской местности;

  • Улучшение состояния окружающей среды, а также сохранение, рациональное использование и воспроизводство лесных ресурсов, ресурсов животного мира, объектов природно-заповедного фонда;

  • Повышение качества и эффективности государственного управления и процессов предоставления государственных услуг;

Задачи
  • Своевременное реагирование на изменения экономических процессов и факторов в области и стране, представляющих возможности или угрозы для поступательного развития экономики района, обеспечение реализации мер, направленных на стабилизацию экономики;

  • Обеспечение ежегодного роста объемов продукции промышленности;

  • Обеспечение увеличения объемов и качества продукции растениеводства;

  • Повышение продуктивности и качества продукции животноводства;

  • Рост конкурентоспособности продуктов агропромышленного комплекса;

  • Обеспечение роста производства продукции и оказания услуг субъектами малого и среднего бизнеса;

  • Формирование эффективной системы развития конкуренции в районе Шал акына;

  • Развитие внутренней торговли и удержание инфляции на уровне 6-8% в год;

  • Активизация деятельности по привлечению инвестиций;

  • Обеспечение инновационного развития региона;

  • Повышение эффективности процесса государственных закупок;

  • Повышение качества услуг школьного образования;

  • Увеличение сети дошкольных организаций и улучшение качества предоставляемых услуг дошкольного образования;

  • Создание условий для качественной подготовки конкурентоспособных кадров;

  • Содействие здоровому образу жизни и развитию творческих способностей учащихся;

  • Укрепление здоровья женщин и детей;

  • Снижение бремени социально значимых заболеваний;

  • Повышение доступности и качества медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения;

  • Обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами;

  • Снижение безработицы;

  • Обеспечение эффективной системы социальной защиты и адресности социальной помощи малообеспеченным слоям населения;

  • Внедрение государственных стандартов оказания специальных социальных услуг;

  • Улучшение качества жизни инвалидов;

  • Стимулирование роста востребованности отечественного продукта сферы культуры;

  • Расширение социально-коммуникативных и консолидирующих функций государственного языка;

  • Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения;

  • Обеспечение развития туристской отрасли;

  • Создание благоприятных условий для дальнейшей реализации права на свободу вероисповедания, а также свободного развития культуры и традиций всех этносов, проживающих в Казахстане;

  • Будет разработана эффективная модель взаимодействия с молодым поколением, направленная на повышение патриотического самосознания, гражданской ответственности, формирование активной общественной позиции и здорового образа жизни, развитие предпринимательского и инновационного потенциала, выявление и поддержку молодых талантов;

  • Обеспечение охраны общественного правопорядка и безопасности граждан;

  • Создание условий по снижению рисков и минимизации ущерба от техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

  • Обеспечение строительства жилья за счет всех источников финансирования;

  • Повышение уровня развития инфраструктуры автодорожной отрасли;

  • Развитие единой схемы управления маршрутной сетью груз-и пассажироперевозок автомобильным транспортом;

  • Обеспечение устойчивого развития коммунального предприятия

  • Улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению;

  • Улучшение количественного и качественного учета, формирования свода сведений о земельных участках и земельном фонде области;

  • Привлечение специалистов социальной сферы в сельскую местность;

  • Охрана атмосферного воздуха;

  • Охрана, защита, воспроизводство лесов и лесоразведение;

  • Перевод социально значимых государственных услуг в электронный вид и предоставление доступа к ним жителей района.

Целевые индикаторы

  • Отклонение фактических значений основных социально-экономических показателей от их прогнозных параметров;

  • Индекс физического объема промышленной продукции к 2015 году 110,9 %;

  • Индекс физического объема выпуска продукции обрабатывающей промышленности к 2015 году 110,5%;

  • Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства к 2015 году 101,8 %;

  • Рост количества активных предприятий малого бизнеса к 2015 году 106,5 %;

  • Индекс физического объема розничной торговли к 2015 году 105 %;

  • Индекс физического объема инвестиций в основной капитал к 2015 году 132,5 %;

  • Доля инновационно-активных предприятий от числа активных предприятий малого бизнеса;

  • Увеличение доли местного содержания в общем объеме закупок товаров, работ и услуг;

  • Уровень удовлетворенности населения доступностью и качеством образования;

  • Охват детей дошкольным воспитанием и обучением к 2015 году 84,5 %;

  • Доля охвата молодежи типичного возраста (14-24 лет) техническим и профессиональным образованием;

  • Доля детей, охваченных дополнительным образованием от общего количества школьников к 2015 году 41,5%;

  • Уровень удовлетворенности населения качеством медицинских услуг к 2015 году 90 %;

  • Снижение общей смертности на 1000 чел. населения;

  • Доля трудоустроенных от числа лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства к 2015 году 94,5%;

  • Доля населения с доходами ниже черты бедности;

  • Удельный вес лиц, охваченных оказанием специальных социальных услуг (в общей численности лиц, нуждающихся в их получении);

  • Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с ИПР, в общей численности инвалидов, нуждающихся в данных средствах (услугах), к 2015 году 92,9 %

  • Уровень удовлетворенности населения района качеством услуг сферы культуры к 2015 году 30 %;

  • Доля населения, владеющего государственным языком к 2015 году 55 %;

  • Увеличение охвата населения всех возрастов, систематически занимающихся физической культурой и спортом к 2015 году 30 %;

  • Темп роста внутреннего туризма к 2015 году 101 %;

  • Увеличение доли населения, положительно оценивающего взаимоотношения институтов гражданского общества и государства к 2015 году 80%;

  • Прогнозный уровень доверия населения органам полиции ;

  • Охват населенных пунктов своевременных оповещением об угрозе и возникновении ЧС(серены);

  • Индекс физического объема строительных работ к 2015 году 107,8 %;

  • Ввод в эксплуатацию жилых зданий, в кв.м общей площади к 2015 году 3,5 кв.м.;

  • Доля автомобильных дорог местного значения находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии к 2015 году 45 %;

  • Доля неохваченных пассажирским автотранспортным сообщением населенных пунктов ;

  • Уровень удовлетворенности потребителей качеством коммунальных услуг к 2015 году 50 %;

  • Увеличение уровня доступа населения к централизованному водоснабжению;

  • Увеличение уровня обеспеченности населения услугами водоотведения к 2015 году 36 %;

  • Увеличение уровня обеспеченности услугами теплоснабжения (локальное) к 2015 году 0,04 %;

  • Объем производства, передачи и распределения электроэнергии;

  • Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения (в том числе орошаемых земель, садоводческих товариществ и земель запаса);

  • Количество сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития;

  • Снижение валовых выбросов вредных веществ;

  • Площадь покрытых лесом угодий государственного лесного фонда;

  • Уровень удовлетворенности населения качеством оказания социально-значимых услуг;

Источники иобъемы финансирования

Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Объемы финансирования Программы составляют:

в 2011 году – 670,6 млн. тенге;

в 2012 году – 757,5 млн. тенге;

в 2013 году – 740,7* млн. тенге;

в 2014 году – 757,0* млн. тенге;

в 2015 году – 792,7* млн. тенге;

*Объемы финансирования будут уточняться в Плане мероприятий по реализации Программы, а так же при утверждении и уточнении республиканского и местного бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

2.1 Оценка позитивных и негативных сторон состояния района,

а также их влияние на социально-экономическое

и общественно-политическое развитие региона

Район расположен в лесостепной зоне в юго-восточном направлении от областного центра, лесистость около 9 %. В структуре почвенного покрова преобладают черноземы обыкновенные. По сельскохозяйственным достоинствам черноземы обыкновенные относятся к землям высшего разряда: балл бонитета достигает максимальной величины – 74-75, благодаря химическим и физическим свойствам, высоким запасам органических веществ, валовых и подвижных форм элементов минерального состава. Выравненность рельефа, сравнительно редко расположенные лесные колки, играющие почвозащитную роль, позволяют использовать широкозахватную сельскохозяйственную технику.

Расстояние от областного центра г. Петропавловска до границы района – 138 км., до г.Сергеевка – 172 км. Расстояние от районного центра до ближайшей железнодорожной станции Сулы составляет 70 км, до ж/д станции Новоишимское – 105 км. Территория района составляет 4841 кв.км., население – 26254 человека, из них городское -7589 человек, сельское – 18665 человек. В сельских населенных пунктах района проживают более 71 % населения. На территории района 44 населенных пунктов, объединенных в 12 сельских округов и районный центр г.Сергеевка.

Район граничит с пятью районами области ( Есильский, Айыртауский, им. Габита Мусрепова, Тимирязевский, Жамбылский).

Район является сельскохозяйственным, где основной отраслью является производство зерна.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения 336,5 тыс. га что составляет 4,9 % сельхозугодий области, в том числе пашни 255,5 тыс. га или 5,3%. Показатель плотности населения – 5,4 чел. на 1 кв.км при средней по области 6,6 чел. на 1 кв.км.

Объем Валового регионального продукта (далее – ВРП) за последние три года увеличился в 1,4 раза (таблица 1).

Основными отраслями сельского хозяйства являются растениеводство и животноводство на долю которых приходится 75 и 25% валового продукта соответственно.

Объем валовой продукции сельского хозяйства постоянно растет, в среднем ежегодный темп роста производства валовой продукции составляет 13%. В структуре валовой продукции сельского хозяйства растениеводство занимает свыше 75 %.

Объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2009 года составил 11339,6 млн.. тенге, что в 1,4 раза в сопоставимых ценах превышает уровень 2007 года.

Таблица 1 - Объем валового продукта сельского хозяйства района за 2007-2009 годы

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

ВРП района тыс. тг.

7894

11207,7

11339,6

к предыдущему году, %:

140,9

142,0

101,2

И Ф О

111,3

106,3

103,8%

Производство продукции на 100 га. сельхозугодий млн. тенге.

2,6

3,3

3,4

ВРП на душу населения, тыс. тенге:

300,1

426,1

431,1

В отрасли растениеводства ещё велика доля мелких крестьянских хозяйств. Так из 213 хозяйств проводивших сев в 2010 году 110 имеют площадь менее 250гектар. хозяйств (51,6 %). В таких хозяйствах невозможно приобретение новой высокопроизводительной техники, соответственно внедрение и освоение передовых технологий. Основу растениеводства составляет зерновое производство. Так в 2010 году в структуре посевной площади на долю зерновых приходилось 90 %, в том числе пшеницы 86%. Не уделяется должного внимания кормовым, зернобобовым, крупяным культурам.

Уровень и темпы развития животноводства не в полной мере соответствуют имеющимся возможностям и потенциальным резервам производства. Основная часть мясо – молочной продукции производится в домашних хозяйствах. Для устойчивого развития сельского хозяйства район располагает достаточными земельными, людскими и другими ресурсами, позволяющими успешно развивать отрасли растениеводства и животноводства.

Основными перспективными отраслями развития станут:

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции – пшеницы, рапса, плодоовощной продукции.

Необходимо принятие следующих мер:

диверсификация сельскохозяйственного производства и в связи с конъюнктурой рынка, структура посевных площадей должна быть скорректирована в сторону увеличения их под рентабельными культурами, особенно твердых сортов пшеницы, рапса;

необходим ввод в эксплуатацию новых современных комплексов и ферм, улучшение кормовой базы и племенного стада, внедрение эффективных инновационных технологий производства и перевода отрасли на интенсивный индустриальный путь развития.

2.2 Анализ социально-экономического положения территории

Развитие экономики района

В районе проводится целенаправленная работа по всем направлениям социально-экономического развития.

Основным критерием повышения качества жизни населения является стабильный рост денежных доходов.

В 2009 году в целом по району сохраняется позитивная тенденция роста среднемесячной номинальной заработной платы. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за январь-декабрь 2009 года составила 39373 тенге, что больше в 2,0 раза уровня 2004 года. Наиболее высокая среднемесячная заработная плата сложилась у работников промышленности - 47788 тенге, образование - 41719 тенге, сферы государственного управления - 41127 тенге, сельского хозяйства – 33275 тенге. Ниже уровня районного показателя среднемесячная заработная плата у работников: предоставление прочих коммунальных социальных и персональных услуг – 28490 тенге, транспорт и складирование- 28334 тенге, операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятия–29895 тенге.

В 2009 году фактическая численность работников по району составила 4647 человек, что ниже уровня 2007 года на 19,7%.

Итоги поступления собственных доходов районного бюджета характеризуются положительной динамикой.

За последние пять лет собственные доходы (налоговые, неналоговые и поступления от продажи основного капитала), поступающие в бюджет района, увеличились в 1,7 раза, со 112,6 млн. тенге в 2005 году до 194,0 млн. тенге по итогам 2009 года и в 2010 году в 1,9 раза в сравнении с поступлениями 2005 года.

Таблица - Поступление собственных доходов в бюджет района Шал акына, млн. тенге

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Налоговые, неналоговые и поступления от продажи основного капитала

112,6 119,2 156,5 178,6 194,0 210,0

% роста к предыдущему году

102,1 105,9 131,3 114,1 108,6 108,3

В районе проводится определенная работа, направленная на обеспечение роста среднемесячной заработной платы, сохранение и рост численности работающих.

При акиме района создана рабочая группа по пополнению доходной части бюджета, заседания которой проводятся еженедельно с участием руководителей местных исполнительных органов и хозяйств реального сектора экономики. В ходе работы рабочей группы по пополнению доходной части бюджета района одним из основных вопросов рассматриваются вопросы роста среднемесячной заработной платы и численности работающих.

Ведется ежемесячный мониторинг и анализ роста среднемесячной заработной платы и численности работающих, а также исполнения поступлений собственных доходов районного бюджета, принимаются меры по их улучшению.

Сильные стороны:

- положительная динамика развития района, что способствует улучшению уровня жизни населения;

- рост среднемесячной номинальной заработной платы по району;

- наличие потенциала промышленных, сельскохозяйственных, торгующих предприятий, способных обеспечить экономический рост в развитии района;

- наличие плодородных земельных ресурсов.

Слабые стороны:

- отставание уровня среднемесячной зарплаты от среднеобластного уровня;

- снижение фактической численности работников по району;

- зависимость в сельском хозяйстве от погодных условий, роста цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию;

- неполная загрузка производственных мощностей промышленных предприятий;

- миграция населения с района;

- в доходной части проекта бюджета на очередной плановый период базой планирования собственных доходов определены прогнозные параметры макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативно-правовых актов, учтены начисленные и уплаченные суммы налогов, а также сведения о разовых, незапланированных платежах, доначисленных и взысканных по актам проверок за предыдущие годы. Так как указанные платежи носят разовый характер, поступления их фактически могут быть не исполнены в дальнейшем, что негативно может отразится на обеспеченности поступлений собственных доходов районного бюджета.

Возможности:

- повышение уровня жизни населения, путем увеличения темпов экономического развития района и роста номинальной заработной платы.

Угрозы:

- недостаточные темпы роста номинальной заработной платы относительно роста инфляции;

- снижение покупательной способности населения в связи с ростом цен;

- неблагоприятные погодные условия;

- банкротство отдельных сельхозформирований;

- рост цен на ГСМ, электроэнергию;

- с учетом ограниченности собственных бюджетных средств, существует прямая угроза неполного выполнения мероприятий Программы развития территорий района на 2011-2015 годы и соответственно недостижение качественного улучшения социально-экономической ситуации в районе и повышения уровня жизни населения к 2015 году.