ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО- КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ (ч. 2.2.1)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО- КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ (ч. 2.2.1)

2.2.1. Анализ экономики района

Промышленность.

Объем промышленного производства района Шал акына в 2009 году составил 971,3 млн.тенге, что ниже уровня 2008 года на 5,3 %.

Доля района Шал акына в областном объеме промышленного производства в 2009 году составила 1,2%.

Число промышленных предприятий увеличилось на 10 единиц с 18 в 2005 году до 28 в 2009 году.

Объем промышленного производства в январе-ноябре 2010г. составил 1102,1 млн. тенге, что выше на 6,8 %, чем в январе-ноябре 2009 года.

За 2010 год создано 8 новых предприятий производств, из них 7 предприятий по забою скота, 1 предприятие по переработке древесины, в которых создано 9 рабочих мест.

Рис.1

Промышленное производство в % к соответствующему периоду предыдущего года

Объем производства продукции обрабатывающей промышленности в 2009 году составил 344,9 млн.тенге, что ниже уровня 2008 года на 12,3 % в сопоставимых ценах.

Основными отраслями обрабатывающей промышленности являются машиностроение - около 76,9%, пищевая промышленность, доля которой составляет 21,4%, от объема обрабатывающей промышленности.

За 2009 год пищевых продуктов произведено на 73781 тыс. тенге, что ниже объемов 2008 года на 25,6% в сопоставимых ценах. В машиностроительной отрасли, занимающей 74,2% от объема обрабатывающей промышленности, произведено продукции и оказано услуг промышленного характера на сумму 963484 тыс. тенге, что выше показателя 2008 года на 0,5%. Увеличено производство частей машин для сельского и лесного хозяйства.

Машиностроение.

Выпуск машиностроительной продукции и выполнение услуг промышленного характера в районе осуществляют мелкие мастерские при агроформированиях

В 2009 году выпущено машиностроительной продукции на 265,3 млн. тенге, что занимает 27,3% в объёме промышленного производства района. Индекс физического объёма составил 122,6%.

В 2010 году доля обрабатывающей промышленности составила 35,9 %, объем промышленного производства 1175,0 млн.тенге. Индекс физического объема промышленной продукции 104,6 %, индекс физического объема обрабатывающей промышленности 108 %.

Стройиндустрия и деревообработка.

Отрасль по производству строительных материалов представлена 9 предприятиями и 3 по производству мебели. Доля увеличения строительных материалов отечественного производства в 2010 году составляет 0,46 %.

В деревообрабатывающей промышленности объём производства составил 1164 тыс. тенге, что занимает 0,3% в структуре промышленного производства. Индекс физического объема составил 100%. Выпущено 26040 куб. метров лесоматериалов.

Объём производства прочих отраслей горнодобывающей промышленности составил 400 тыс. тенге, что занимает 0,04% в структуре промышленного производства. Выпущено 0,4 тыс. куб. метров щебня.

Основными проблемами развития отраслей промышленности являются: неполная загрузка производственных мощностей промышленных предприятий; необходимость полной модернизации основных производственных фондов; нехватка оборотных средств и недоступность долгосрочных кредитов с низкой процентной ставкой; недостаточный уровень гармонизации государственных стандартов с международными стандартами; отсутствие признания результатов испытаний и сертификатов на международном уровне.

Сильные стороны:

  • Наличие промышленного потенциала;

  • Наличие источников сырья для развития стройиндустрии

  • Обеспечение в течение последних трех лет прироста объемов промышленного производства в среднем на 2% в год.

Слабые стороны:

  • Неполная загрузка производственных мощностей промышленных предприятий;

  • Общая техническая и технологическая отсталость предприятий промышленности;

  • Нехватка оборотных средств и недоступность долгосрочных кредитов с низкой процентной ставкой;

  • Недостаточный уровень гармонизации государственных стандартов с международными стандартами;

  • Сокращение количества промышленных предприятий;

Возможности:

  • Развитие отраслей обрабатывающей отрасли и диверсификация экономики региона;

  • Наличие квалифицированных трудовых ресурсов и заказов для развития машиностроения.

Угрозы:

  • Замедление темпов развития экономики района вследствие сохранения

низкого технического уровня предприятий, промышленности;

  • Несоответствие используемого оборудования, основных средств международным стандартам.

Стратегическое развитие промышленности района в современных условиях должно базироваться на следующих направлениях:

  • создание организационно-экономических механизмов (условий) для эффективного управления производственными ресурсами;

  • устойчивое и динамичное развитие обрабатывающих отраслей промышленности;

  • проведение технологической модернизации производственных мощностей предприятий промышленности и создание на данной основе высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

  • формирование перспективного конкурентоспособного индустриального комплекса.

  • привлечение новых проектов предприятий района и бизнес-инициатив для реализации в рамках форсированного индустриально- инновационного развития.

Агропромышленный комплекс

 

Доля производства сельскохозяйственной продукции занимает около 90% в объеме валового продукта района. В структуре производства сельскохозяйственной продукции более 75 % занимает растениеводство, представленное главным образом производством зерна, менее 25% занимает животноводство.

Объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2009 года составил 11339,6 млн. тенге (при индексе физического объёма 103,8 %), что в 1,4 раза в сопоставимых ценах превышает уровень 2007 года. Производство валовой продукции на 1 занятого в отрасли составляет 4,9 тыс. долларов США, на 100 гектар сельхозугодий произведено продукции на сумму более 3,4 млн. тенге.

Большая практическая помощь сельчанам оказывается государством. Сельхозтоваропроизводителям выплачено прямых субсидий на сумму 119,3 млн. тенге, удешевление стоимости семян элиты 8 млн. тенге, обработки против опасных вредителей и болезней 2,5 млн. тенге, возмещение затрат на искусственное осеменение скота частного сектора 2,3 млн. тенге или всего получено на 132,1 млн. тенге.

Валовой сбор зерна 2009 года составил 334,6 тыс. тонн в первоначально оприходованном весе, что на 22,7% больше уровня 2008 года при урожайности 15,0 центнера с гектара. Рост объемов сбора зерна обусловлен внедрением современных технологий, технического перевооружения отрасли, увеличением посевных площадей. Данный объем позволяет обеспечить внутреннюю потребность района до нового урожая. Посевная площадь сельскохозяйственных культур имеет постоянную тенденцию к увеличению. За счет освоения и введения в оборот залежных земель и земель коренного улучшения в 2009 году посевная площадь составила 244,8 тыс.га, увеличившись на 14 % к уровню 2007 года, в том числе площадь зерновых достигла 223,2 или рост к 2007 году. В целях диверсификации растениеводства увеличиваются площади масличных культур.

Район полностью обеспечивает свои внутренние потребности в картофеле и овощах за счет продукции собственного производства. Валовой сбор картофеля в 2009 году составил 27,3 тыс.тонн, овощей – 11,4 тыс.тонн, что выше уровня предыдущих лет. Рост объемов произошел в результате расширения площадей в сельхозформирований, школ.

С целью увеличения экономической эффективности земледелия новая влагоресурсосберегающая технология выращивания зерновых культур с минимальной и нулевой обработкой почвы осуществлялась на площади 93,2 тыс. га или на 42% всех площадей зерновых культур, что в 2,6 раза больше уровня 2007 года из них на площади 9,5 тыс.гектар посев произведен по нулевой технологии. Высеянные семена только районированных сортов из них семян 1 и 2 класса 94%, 78 % из них высших репродукций. Все работы проведены в оптимальные рекомендуемые сроки,

В агроформированиях района проводились мероприятия для закладки основ будущего урожая. В объеме 30,6 тыс.тонн засыпаны только сортовые и районированные семена из которых 29,1 тыс. тн (95%) семян 1 и 2 класса. На площади 116 тыс. га вспахана зябь, что составляет 51 % площади зернового клина. Паровые поля площадью 14,8 тыс. га обработаны в 4 следа и 4,2 тыс.га обработаны гербицидами сплошного действия.

В целях интенсификации сельского хозяйства продолжается техническое перевооружение отрасли. За 2009 год агросубъектами района приобретено 75 единиц современной сельскохозяйственной техники на общую сумму 1,09 млрд. тенге, что выше 2007 года в 2,4 раза ( 399 млн.тенге.) За последние годы темпы обновления техники составляют 13,6 %, с учетом энергоемкости, в том числе 24 % комбайны и 8,3 % тракторный парк.

В районе динамично развивается животноводство. В отрасли наблюдается позитивная тенденция роста поголовья всех видов скота, птицы и производства продукции.

Для улучшения породных и продуктивных качеств животных в районе работает 29 пунктов искусственного осеменения, за 2009 год искусственно осеменено 2,6 тыс. голов маточного поголовья крупного рогатого скота.

Для улучшения племенных и продуктивных качеств животных, повышения уровня селекционной работы в районе ФХ «Альбина», занимается разведением крупного рогатого скота осваивает программу «крупномасштабная селекция в скотоводстве», при поддержке ученых ТОО «СевНИИЖиР».

Во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан № 2255 от 31 декабря 2009 года в структуре районного отдела сельского хозяйства и ветеринарии работают 2 ветеринарных врача. В 12 сельских округах и в городе Сергеевка вштаты акиматовсельских округов введены по одной единице ветеринарного врача сельского округа. Всего по району штатная численность ветеринарной службы местных исполнительных органов составляет 15 единиц.

На содержание ветеринарной службы местных исполнительных органов из республиканского бюджета в виде целевых текущих трансфертов выделено 12676,0 тыс. тенге.

Ветеринарно-профилактические мероприятия (иммунизация, диагностика) осуществляются в соответствии с утвержденным планом.

Для проведения противоэпизоотических мероприятий из республиканского бюджета в виде целевых текущих трансфертов выделено 8 001,0 тыс.тенге.

Всего выделено 20594,0 тыс. тенге.

В целом по району эпизоотическая ситуация по особо опасным заболеваниям животных стабильная.

В целях реализации постановления Правительства РК № 1754 от 4 ноября 2009 года в области разработаны мероприятия по строительству и реконструкции объектов убоя. Согласно проведенного мониторинга, по району необходимо 6 объектов убоя животных. На сегодняшний день в районе имеется 8 объектов, из которых 6 работают, что составляет 133% от потребности, в том числе 7 убойных площадок, 1 убойных пунктов, которые соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям.

Планомерно ведется работа по реконструкции скотомогильников и отлову бродячих собак и кошек.

Осуществляется поддержка элитного семеноводства и племенного животноводства, субсидируется производство и реализация продукции животноводства, защита растений и проведение ветеринарных мероприятий.

В развитии агропромышленной отрасли основными проблемами являются изменчивость погодных условий, что важно для производства зерна. Ограничивающим фактором развития животноводства является то, что большая часть поголовья всех видов скота и птицы сосредоточена в домашних хозяйствах населения, здесь же в основном производится животноводческая продукция.

Обеспеченность кадрами.

В сельскохозяйственном производстве районе занято 2,6 тыс. человек. потребность в кадрах массовых профессий в количестве 17 человек ежегодно, численность которых будет восполнена за счет учащихся профессионально технического лицея; потребность в молодых специалистах с высшим и средним образованием составляет 14 человек.

В 2009 году в ЦРЗ г.Костанай прошел обучение 1 человек, в 2010году – 7 человек. В дальнейшем планируется прохождение обучения в г.Костанае ежегодно не менее 7 руководителей и специалистов сельхозагроформирований.

Развитие сельской кооперации.

Крестьянские и личные подсобные хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении, формировании предложений на продовольственных рынках. Их удельный вес в валовом выпуске сельскохозяйственной продукции в районе составляет 100% в мясо - молочной отрасли и 35% в растениеводстве.

Производственный и социальный потенциал крестьянских и личных подсобных хозяйств используется недостаточно эффективно из-за отсутствия налаженной системы сбыта, снабжения, финансирования, обслуживания, которая учитывала бы потребности и специфику их развития.

Поэтому возникает необходимость развития сельскохозяйственной кооперации в форме эффективной рыночной структуры, с механизмом взаимовыгодных экономических отношений в интересах всех участников кооперации.

В целях улучшения доступа крестьян к рынкам материально-технических, финансовых информационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и сырья, сокращения потерь сельскохозяйственных производителей от диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию, повышение качества товаров и услуг для потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья в районе проводится работа по созданию СПК ( Сельских потребительских кооперативов).

Информационно - маркетинговое обеспечение

Развитие информационно-консультационного и маркетингового обеспечения субъектов аграрного рынка обеспечивает филиал АО «КазАгроМаркетинг».

АО «КазАгроМаркетинг» публикует ежемесячный бюллетень, по заказам сельхозтоваропроизводителей и государственных органов проводит маркетинговые исследования рынков, ценовую ситуацию на основные продукты питания, сельхозпродукцию и ГСМ проводятся выставочно-ярмарочные мероприятия. Предоставляет информационные услуги, занимается оценкой движимого и недвижимого имущества.

В рамках реализации проекта ЕАСУ ведется работа по установке и обслуживанию программы и дальнейшей реализации проекта «Разработка программного обеспечения отраслями АПК».

Конкурентные преимущества области в агропромышленном комплексе основываются на богатом земельном потенциале и тем что агропромышленный комплекс обладает значительными сельскохозяйственными ресурсами и наличием мощностей по переработке сельхозпродукции.

Вывод: Структура валовой продукции сектора агропромышленный комплекс состоит в большей степени из продукции растениеводства, в меньшей степени - животноводства. Доля пшеницы в посевах зерновых постоянно увеличивалась, что объясняется возрастающим спросом на товарное зерно, как на внутреннем рынке, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Объемы производства сельскохозяйственной продукции имеют положительную тенденцию роста.

Урожайность зерновых культур имеет положительную тенденцию. Посевные площади зерновых культур за последние годы стабилизировались. Район полностью обеспечивает свои внутренние потребности в картофеле и овощах за счет продукции собственного производства. Вводятся ресурсосберегающие и влагосберегающие технологии выращивания зерновых культур.

Сильные стороны:

  • Благоприятные природные условия, наличие плодородных земельных ресурсов с высоким баллом бонитета;

  • Устойчивая урожайность зерновых культур;

  • Возрастающий спрос на товарное зерно, как на внутреннем рынке, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья;

  • Наличие потенциала роста производства сельскохозяйственной продукции;

  • Положительная динамика роста производства сельскохозяйственной продукции;

  • Введение влагосберегающих технологий, использование новых способов возделывания земель;

  • Наличие условий для роста производства животноводческой продукции;

  • Производство животноводческой продукции также имеет положительную тенденцию развития, показатели производства мяса растут, постепенно повышается доля племенного скота за счет импорта из других стран;

  • Эффективное развитие молочного скотоводства;

  • Постройка пунктов искусственного осеменения, выделение дополнительных средств на закупку нового оборудования.

Слабые стороны:

  • Снижение качества сельскохозяйственной продукции, неконкурентоспособность на мировом рынке;

  • Экстенсивное развитие животноводства;

  • Большая часть поголовья всех видов скота и птицы сосредоточена в домашних хозяйствах населения;

  • Недостаточное использование новых технологий, большое количество ЛПХ с низкими финансовыми и производственными возможностями;

  • Нарушение оптимального сочетания растениеводства и животноводства, биологических циклов азота, углекислоты, фосфора и других веществ, влияющих на уровень плодородия почв;

  • Недостаток финансовых средств у сельхозпроизводителей;

  • Недостаток специалистов и рабочих массовых профессий;

  • Низкий уровень доходов сельхозпроизводителей;

  • Изношенность основных фондов в животноводстве.

Возможности:

  • Повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства;

  • Увеличение содержания клейковины в зерне пшеницы до 28-32% и более за счет соблюдения агротехники возделывания зерновых культур и производство зерна пшеницы I и II класса;

  • Создание семеноводческих хозяйств, производящих семена сельскохозяйственных культур, в том числе производство семхозами элитных семян основных колосовых культур, картофеля, овощей;

  • Повышение технического оснащения семеноводческих хозяйств, в том числе оборудованием для проведения процессов сортоиспытания, семеноводства, экспертизы качества семян;

  • Развитие промышленного свиноводства, птицеводства, молочного и мясного скотоводства с целью реализации продукции высокого качества этих отраслей на внутреннем и внешнем рынках;

  • Создание кормовой базы животноводства на территории области, в том числе развитие специализированного кормопроизводства;

  • Улучшение генетического потенциала существующих пород;

  • Развитие крупно-товарных животноводческих хозяйств с целью обеспечения качества производимой продукции и применения научно-обоснованных методов производства.

Угрозы:

  • Изменчивость погодных условий;

  • Снижение качества сельскохозяйственной продукции;

  • Неконкурентоспособность продукции АПК области;

  • Резкое снижение объемов продукции животноводства;

  • Снижения уровня плодородия почв;

  • Банкротство отдельных сельхозформирований.

Малое и среднее предпринимательство.

Из 1275 субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в районе по состоянию на 1 января 2010 года, почти 1105 составляют активно действующие субъекты малого и среднего предпринимательства. Из числа действующих 57 или 5,1% это предприятия малого и среднего бизнеса, 163 или 14,7 % - крестьянские хозяйства и 885 или 80,1% - индивидуальные предприниматели. По сравнению с 2008 годом число активно действующих субъектов малого и среднего предпринимательства возросло на 82 единиц или на 8%, в основном за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей.

Численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса к концу 2009 года составила 3400 человек, снизилось по сравнению с 2008 годом на 135 человек. Наибольшее число занятых в малом бизнесе приходится на сферы промышленность – 3,4%, производства сельскохозяйственной продукции – 24% и торговли – 56,6%.

Выпуск товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства за 2009 год увеличился в сопоставимых ценах на 20,4% по сравнению с 2008 годом и составил 4,6 млрд. тенге.

Во всех сферах деятельности субъектов малого бизнеса за 2009 год создано 355 дополнительных рабочих мест, в том числе индивидуальными предпринимателями – 216 рабочих места.

Район располагает довольно развитой бизнес-средой и обширной предпринимательской инфраструктурой.

В результате реализации намеченных мероприятий по поддержке предпринимательства по оценочным данным численность активно действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2011 года составит 1127 субъектов, численность занятых в них – 3876 человек.

Характерными тенденциями развития малого и среднего бизнеса является их концентрация в сфере торговли, слабая активность в сфере производства высокотехнологичной, инновационной продукции, что сдерживает темпы развития предпринимательского сектора в регионе.

Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года задано создание благоприятных условий для развития бизнеса: « В первые годы реализации Стратегического плана-2020 государство инициирует активные меры, направленные на снижение стоимости ведения бизнеса как для отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов. Устанавливая оптимальные рамки административных процедур и повышая прозрачность их осуществления, государство будет стремиться к снижению влияния бюрократии и коррупции на важные аспекты делового климата в Казахстане».

Операционные издержки, связанные с регистрацией и ведением бизнеса (получением разрешений, лицензий, сертификатов; аккредитацией; получением консультаций), включая время и затраты, к 2011 году снизятся на 30 %, а к 2015 году снизятся на 30 % по сравнению с 2011 годом.

В рамках проводимой в районе работы по устранению административных барьеров, при всех районных исполнительных органах созданы Рабочие группы по оптимизации разрешительных процедур (документов) для проведения инвентаризации разрешительных процедур (документов), в состав которого вошли представители государственных структур.

Проведены мероприятия по оптимизации разрешительных процедур:

Проведено два заседания Экспертного совета по заслушиванию отчетов районных исполнительных органов.

В итоге проведенной работы по инвентаризации и оптимизации разрешительных процедур местными исполнительными органами выявлено 32 процедуры.

Предложено: отменить 18 процедур или 56% от общего количества выявленных процедур; оставить в силе 14 процедур или 44% от общего количества выявленных процедур; в том числе за счет замены выдачи лицензии на аккредитацию или уведомительную регистрацию; уменьшения сроков выдачи документов; сокращения перечня требуемых документов (устава, РНН, статистической карточки) и требования по нотариальному засвидетельствованию копий документов.

Стратегией 2020 намечено также изменить экономическую модель и перейти от экстенсивного, сырьевого пути развития к индустриально-инновационному развитию. В целях обеспечения диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Механизмом реализации Программы на региональном уровне является Дорожная карта бизнеса 2020.

Программой «Дорожная карта бизнеса 2020», действующей с апреля 2010 года, предусматривается субсидирование части размера процентной ставки по кредитам банков; предоставление гарантий в виде залогового обеспечения по кредитам банков; развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры (строительство и реконструкция дорог, канализации, теплоснабжения, водопроводов, железнодорожных тупиков, телефонизации, электрических подстанций, линий электропередач, газификация); предоставление сервисной поддержки ведения бизнеса (услуги по ведению бизнеса, формирование баз данных предприятий поставщиков и потребителей, предоставление консалтинговых, маркетинговых и консультационных услуг).

В мае и в ноябре месяце 2010 г. проведен 2-х дневные Экспресс – курс для предпринимателей, организованный Фондом развития предпринимательства «Даму».

В апреле 2010 г. проведены встречи для 23 субъектов предпринимательства с представителями АТФ банка и в июне месяце 2010 г. с представителями Каспийского банка по вопросу кредитования бизнеса.

В мае месяце начальник отдела с 3 предпринимателями района посетили в г.Петропавловске Северо-Казахстанские филиалы АО «АТФ банк», АО «Цесна банк», АО «Народный банк» и АО «Казкоммерц банк» с целью выяснения возможности кредитования бизнеса.

В районной газете «Новатор» и «Парыз» опубликованы статьи: «О кредитовании через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» -12.03.2010 г.; «Экспресс – курс от фонда «Даму» - 21.05.2010 г.; «Бизнес бағдарламасы» - 11.06.2010 г., «Экспресс-курс от фонда «Даму»-22.10.2010 г, «Сервисная поддержка предпринимательства»-29.10.2010 г., «Для начинающих предпринимателей»-29.10.2010 г.

Несмотря на принимаемые меры, малый бизнес по-прежнему сталкивается с проблемами, тормозящими его развитие и экономический рост района, обусловленное высокими процентными ставками вознаграждения кредитов филиалов банков второго уровня, что делает недостаточную доступность финансово-кредитных ресурсов.

Вместе с тем, потенциал малого бизнеса района в полной мере не реализован. Существуют также проблемы, наиболее характерные для сферы малого предпринимательства - это инвестиционные ограничения, дефицит первоначального капитала и недостаток оборотных средств для приобретения необходимого оборудования, сырья и материалов, рекламы. Кроме того, присутствуют слабый практический опыт и уровень знаний у собственника и работников, дефицит квалифицированных кадров, а также существуют проблемы несовершенства НПА в отношении малого бизнеса; отсутствие или несовершенство юридической помощи, некомпетентность самих предпринимателей.

Сильные стороны:

  • Наличие рыночной инфраструктуры развития малого предпринимательства: Фонд «Даму», МКО, кредитных товариществ.

Слабые стороны:

  • Слабая диверсификация малого предпринимательства;

  • Недоступность кредитных ресурсов;Инвестиционные ограничения, дефицит первоначального капитала и недостаток оборотных средств для приобретения необходимого оборудования, сырья и материалов, рекламы.

Возможности:

  • Формирование льготного налогообложения для различных типов заемщиков субъектов малого предпринимательства;

  • Оказание поддержки в форме установления взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга и аутсорсинга;

  • Оказание поддержки со стороны государства в продвижении продукции субъектов МСБ;

Угрозы:

  • Сокращение объемов поступления налоговых платежей в бюджет;

  • Влияние на снижение темпов развития экономики района.

Развитие конкуренции

Развитие конкуренции является частью стратегии социально-экономического развития района.

Для оценки конкурентоспособности района ключевыми- конкурентно –значимым показателями являются экономическое, социальное, инфраструктурное развитие.

Одним из показателей для проведения анализа конкурентоспособности является развитие промышленности района Шал акына.

Сильными сторонами развития промышленности является ежегодный рост объема производства по состоянию на 01.01.2010 (117%). Рост инвестиций в основной капитал в 3,5 раза по отношению к январю 2009 года.

Слабыми сторонами развития является низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства.

На территории района Шал акына имеется 200 объектов торговли, вновь введенные в эксплуатацию торговые дома («Строй мир», «Рахат») отвечают требованиям высокой культуры обслуживания покупателей, современный дизайн, легкий доступ к широкому ассортименту товаров.

Кроме того действует 20 объектов общественного питания (столовые, кафе), работая в условиях конкуренции они также улучшают сервис обслуживания, интерьеров своих залов, качество блюд, проводят интересные культурно-массовые мероприятия.

В районном центре г.Сергеевка ведется строительство магазинов по реализации мебели, строительных материалов. Что также послужит развитию здоровой конкуренции и в дальнейшем повлияет на рост качества, культуры обслуживания, и на снижение цен.

На территории района обслуживают население 24 аптек и ветаптек, 17 СТО, 12 АЗС, ГАЗС, 5 пунктов по пошиву и ремонту одежды и обуви.

На территории района Шал акына действует:

- реализация ГСМ занимается 4 оператора ( ТОО «СК БахытМунай», ТОО «Солтүстік жанармай», ТОО «КазМунайГаз-өнімдері», ИП «Кумаченко»), которые имеют 8 АЗС в данном направлении конкуренция развита слабо развита.

- реализация муки представлена 5 мельницами, 15 мини пекарнями в данном направлении конкуренция развита слабо.

- переработка молока представлена – АО «Сергеевка сүт өнімдері», продукция ТОО отличается высоким качеством, конкурентной среды по данному направлению ТОО не имеет.

- ремонтом и реконструкции строительных работ осуществляет (ИП Мамантов, ИП Авхадов).

Действует 9 предприятий по обработке местной древесины (осина, береза, сосна): в данном направлении конкуренция развита:

-ТОО «Асылхан Агро» с.Кривощеково

-ИП Шабанов г.Сергеевка

-ИП Кролихин г.Сергеевка

-ТОО «Агросевер» с.Повозочное

-ИП Мизамбаев г.Сергеевка

-ИП Рахимов г.Сергеевка

-ИП Лебедев г.Сергеевка

-ИП Жолдыбаев с.Ровное

-ТОО «National Environmental Service» с.Сухорабовка

В районе имеются известняковые, щебеночные, гравийные карьеры, но добыча строительных материалов не развита, в 2008 году ТОО «Жолдары 2030» добыли щебеня на сумму 400 тыс. тенге.

За 2010 год зарегистрировано 80 индивидуальных предпринимателей, в том числе 17 ИП оказывают торговые услуги, 1 ИП оказывает парикмахерские услуги, 16 ИП транспортные услуги, 42 ИП прочие услуги ( ксерокопирование, грузоперевозка и т.д.)

Из 729 субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных по району Шал акына по состоянию на 1 января 2010 года, почти 642 составляют активно действующие субъекты малого и среднего предпринимательства. Из них 30 или 4,7 % это предприятия малого и среднего бизнеса, 258 или 40,2 % - крестьянские хозяйства и 354 или 55,1% - индивидуальные предприниматели.

В порядке оказания имущественной поддержки в 2009 году субъектам малого бизнеса района, занимающимся производственной деятельностью и деятельностью в сфере услуг микрокредитной организацией «Аю-тас финанс» выдано кредитов на сумму 9,1 млн.тенге, СКТ «Альянс кредит» на сумму 195,6 млн.тенге.

В районе на 1 января 2011 года действует 1183 субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей 890, крестьянско-фермерских хозяйств 190, юридических лиц 103. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года имеется рост зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 5,3%.

В структуре малого бизнеса района 22,8 % занимает сельское хозяйство, 51,3% торгово- закупочная деятельность. В районе действует 206 предприятий торговли, торговых рынков 1, 20 пунктов общественного питания, 16 парикмахерских, 4 пунктов по ремонту бытовой техники, 5 фотосалонов, 17 СТО, 12 АЗС, ГАЗС, 22 бань, 24 аптек, 13 столярных цехов, 143 оказание транспортных услуг, 1 гостиниц и прочие 289.

Выявленные в процессе проведения мониторингов отраслей проблемы показали необходимость повышения уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики и принятия местными исполнительными органами совместно с компетентными государственными органами необходимых мер.

На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли. Существует ряд факторов, ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве: недостаток материальных и финансовых ресурсов, недостаточное развитие вертикальной интеграции в производстве продукции, низкий уровень развития кооперации.

На состояние конкуренции в сельском хозяйстве отрицательное влияние оказывает и недостаток овощехранилищ, складов, пунктов сбора первичной продукции, средств связи, плохое состояние дорог, неразвитость торговли сельскохозяйственной продукцией.

Основными барьерами, препятствующими развитию конкуренции являются:

- сохраняющийся высокий уровень цен на изделия сельхозмашиностроения, ремонт машин и оборудования, горюче-смазочные материалы, строительные материалы, услуги по строительству и услуги естественных монополий, с одной стороны, и низкий уровень закупочных цен на продукцию сельскохозяйственного производства - с другой стороны;

- проблемы неэффективного использования государственной помощи, а также несовершенство применяемого инструментария бюджетного финансирования и кредитования сельхозтоваропроизводителей;

- отсутствие высокоорганизованного рынка сбыта, препятствующего мелким товаропроизводителям самостоятельно (либо с минимальным количеством посредников) производить реализацию производимой сельхозпродукции на внутреннем рынке;

- недостаток необходимой инфраструктуры, в частности, сбытовой.

В рамках проведения региональной конкурентной политики местными исполнительными органами будет осуществляться разработка и принятие мер по динамичному развитию отраслей агропромышленного комплекса путем:

- обеспечения продовольственной независимости внутреннего рынка (заключение меморандумов, привлечение социально-предпринимательских корпораций и т.д.);

- выделения льготных кредитных средств для развития рынков по закупу и реализации продовольственных и сельскохозяйственных товаров в целях обеспечения продовольственной независимости внутреннего рынка, недопущения дефицита плодоовощной продукции в период повышенного спроса;

- совершенствования системы кредитования и финансирования, в частности, строительства овощехранилищ, реконструкции и модернизации ферм, цехов по производству и переработке молочной продукции, внедрения новых технологий для улучшения качества производимой сельскохозяйственной продукции;

- разработки механизма упрощения разрешительных документов на убой скота и создание необходимой инфраструктуры.

В сфере оптовой и розничной торговли присутствуют барьеры:

- неразвитость транспортно-логистической системы;

- отсутствие биржевой торговли;

- ценовая зависимость уровня оптово-отпускных цен местных поставщиков на основные виды продовольственных товаров, поставляемых головными фирмами (фирмами-производителями), расположенными за пределами района.

Местными исполнительными органами предусмотрены следующие меры:

- создание условий для экспортоориентированных предприятий района путем развития межрегионального сотрудничества;

- привлечения новых субъектов на данный рынок путем бюджетного финансирования представляемых проектов;

- совершенствование торговой инфраструктуры (строительство крытых павильонов и предоставление неиспользуемых объектов коммунальной собственности в аренду субъектам рынка в рамках предоставления государственной помощи);

- проведение регулярных продовольственных ярмарок.

В рамках содействия повышению уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики района деятельность местных исполнительных органов будет направлена на создание необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках, в том числе на:

- анализ существующих барьеров входа на товарные рынки, существенно влияющих на появление новых игроков и развитие конкурентной среды на товарных рынках области, а также разработка предложений по сокращению имеющихся барьеров;

- сокращение прямого участия государственных органов в предпринимательской деятельности;

- развитие инфраструктуры в приоритетных сферах;

- согласование с антимонопольным органом разрабатываемых нормативных правовых актов в области предпринимательства для исключения излишней нагрузки на бизнес, в том числе и упрощения (исключения) процедур получения разрешительных документов.

Кроме того, местным исполнительным органом в целях развития конкуренции предусматриваются дополнительные меры по:

- организации сбора, анализа и публикации информации о предпринимательской деятельности, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

- повышению информационной прозрачности деятельности местных органов власти (включая публикацию основных результатов деятельности), проведению совместных с антимонопольным органом и общественными объединениями предпринимателей круглых столов, семинаров-совещаний по вопросам развития конкуренции;

Сильные стороны:

  • Создание необходимой инфраструктуры по развитию предпринимательской деятельности и улучшению конкурентной среды;

  • Проведение круглых столов, публикация материалов в СМИ.

Слабые стороны:

  • Высокая степень концентрации и недостаточность развития конкуренции;

  • Наличие ограничивающих факторов развития конкуренции в сельском хозяйстве.

Возможности:

  • Развитие конкуренции в условиях Таможенного союза, вступления в ВТО;

Угрозы:

  • Повышение цен на основные товары в результате влияния конъюнктуры рынка.

Торговля

В объеме валового регионального продукта района торговля по итогам 2009 года занимает 3,08%.

Розничный товарооборот района за 2009 год составил 882,7 млн. тенге. Индекс физического объёма розничного товарооборота составил 91,7% к уровню 2008 года.

В структуре товарооборота розничной торговли 343,4 млн. тенге приходится на торгующие предприятия и 539,3 млн. тенге на торговые рынки и индивидуальных предпринимателей. Удельный вес торговли на рынках и индивидуальными предпринимателями составляет 1,7% в объёме розничного товарооборота.

На потребительском рынке района сохраняется сформировавшийся устойчивый уровень насыщенности товарами.

В районе насчитывается 200 объектов торговли, 20 - предприятий общественного питания и 1 рынок, в том числе открыто с начала 2010 года - 24 объектов торговли и общественного питания.

Практически в любом населённом пункте потребитель имеет возможность приобрести весь набор товаров повседневного спроса в соответствии со своими потребностями и покупательской способностью.

Уделяется большое внимание проведению мероприятий по созданию развитой торговой инфраструктуры, оснащенной современным торгово-технологическим оборудованием, позволяющим обеспечить высокое качество обслуживания покупателей с применением современных форм и методов торговли.

В районе функционирует 20 предприятий общественного питания, из них 12 в районном центре и 8 в населенных пунктах район. За 2009 год товарооборот общественного питания составил 10,9 млн. тенге с обеспечением индекса физического объёма на уровне 34,9% по отношению к предыдущему году.

Объёмы продаж на 1 кв. метр торговой площади составляют в год 240 тыс. тенге.

Товарооборот оптовой торговли в 2009 году составил 102,1 млн. тенге.

Сильные стороны

  • Развитие потребительских рынков, обеспечивающих устойчивый уровень насыщенности товарами.

Слабые стороны

  • Сокращение объема оптового товарооборота района

Возможности

  • Проведение мероприятий по созданию развитой торговой инфраструктуры, оснащенной современным торгово-технологическим оборудованием, позволяющим обеспечить высокое качество обслуживания покупателей с применением современных форм и методов торговли, развитие сети крупных торговых комплексов как специализированной, так и универсальной направленности.

Угрозы

  • Ограничения со стороны инфраструктурного обеспечения и покупательской способности населения в населенных пунктах района.

Инвестиционная деятельность. Индустриально-инновационное развитие.

В последние годы динамика объема привлеченных в район Шал акына инвестиций в основной капитал ежегодно растет (таблица 2 ).

Таблица 2 - Основные показатели инвестиционной деятельности

Наименование показателя

2007 г .

2008 г.

2009 г.

Инвестиции в основной капитал, млн. тенге

474,7

949,4

1103,8

к предыдущему году, %

170,1

186,4

110,0

В 2009 году в основной капитал района инвестировано 1103,8 млн. тенге или в 2 раза к уровню 2007 года в сопоставимых ценах . На район приходится 2,2% областного обьема инвестиций в основой капитал, регион занимает 12 место в области.

В общем объеме привлеченных инвестиций по области доля района возросла с 1,3 % в 2007 году до 2,2 % в 2009 году. При этом, финансирование из республиканского бюджета растет из года в год. Так, инвестиций с республиканского бюджета выросли с 2,4 млн. тенге в 2005 году до 158,9 млн. тенге в 2009 году.

В 2009 году на район приходится 21,9% объема бюджетных средств (против 9,9% 2007 года), 32,3%-собственных средств предприятий, организаций и населения (в 2007 г-30,7%), 45,8%-заемных средств (2007г -59,4%).

По итогам 2009 года в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес приходится на сельское хозяйство – 55,7 % (в 2007 году – 77,9%), промышленность – 12,7 %( в 2007 году -9,9%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям – 14,6 % (в 2007 году -6,1 %).

По итогам 2010 года общий объем инвестиций в основной капитал составил 1187,9 млн.тенге, или 103,6 % к 2009 году. В общем объеме привлеченных инвестиций по области доля района составила 2,3 %. В том числе по источникам финансирования: республиканского бюджета -182,2 млн.тенге, местного бюджета – 176,9 млн.тенге, собственных средств – 325,2 млн.тенге, заемных средств – 503, 6 млн.тенге.

В 2007-2009 годы наиболее крупные инвестиции были направлены на реализацию проектов по вводу новых производств и модернизации действующих предприятий, строительство социальных объектов, реализацию проектов сельского хозяйства.

Сильные стороны:

- Инвестиционный климат в регионе сохраняет привлекательность для отечественных инвестиций. Имеются условия по развертыванию механизмов трансформации всех видов внутренних сбережений в инвестиции.

- В кредитовании экономики усиливается роль банков. Сформирована устойчивая банковская система, увеличивается ресурсная база коммерческих банков.

- Закон «Об инвестициях» позволяет установить равноправный режим для всех субъектов экономической деятельности и устраняет привилегированные условия для зарубежных инвесторов.

- Наличие свободной квалифицированной и дешевой рабочей силы.

- Прохождение через район разветвленной сети автомобильных дорог.

Слабые стороны:

- В сложившейся инвестиционной ситуации необходима переориентация инвестиционной деятельности, чтобы инвестиции в определенную отрасль способствовали развитию других смежных отраслей, возникновению необходимости внедрения новой техники и технологий.

- Имеется ряд факторов, которые препятствуют увеличению объема привлекаемого иностранного капитала, среди которых:

- Низкая активность на казахстанском рынке; низкая ликвидность финансовых средств, обостряемая кризисом неплатежей; острая нехватка достоверной информации.

- Не задействован один из главных источников инвестиций – амортизационные отчисления из-за отсутствия законодательного закрепления их капитального характера и переоценки основных фондов в соответствии с их реальной стоимостью с учетом морального и физического износа.

- Неиспользованным внутренним резервом являются сбережения населения из-за высокого риска вложений и отсутствия надежной системы страхования банковских депозитов и ценных бумаг.

- Объем выделяемых государственных инвестиций недостаточен для финансирования проектов, имеющих жизненно важное значение для района.

- Созданный в 2001 году, Банк развития Казахстана не предусматривает кредитование проектов с небольшой стоимостью предприятий малого бизнеса, число которых преобладает в общем количестве хозяйствующих субъектов района.

Возможности:

- Проведение плановой информационной работы по презентации инвестиционных возможностей района, направление инвестиционных проектов с целью поиска потенциальных инвесторов.

- Переход банков второго уровня на международные стандарты деятельности и внедрение банками новых видов банковских услуг, принятых в международной практике, а также новых информационных технологий.

Угрозы:

- Продолжение проведения пассивной инвестиционной политики поставит под угрозу выполнение прогнозов экономического роста производства.

- Ухудшение социально-демографической ситуации.

Развитие местного содержания

В рамках реализации государственной политики в сфере казахстанского содержания в районе проводится работа, направленная на повышение казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг.

Государственными учреждениями района по состоянию на 1 декабря 2010 года проведено 6186 государственных закупок товаров, работ и услуг на сумму 29227,3 млн.тенге, доля казахстанского содержания в госзакупках составила 64,1%, в том числе по товарам – 30,4%, работам -85,7%, услугам – 68,0%.

Для наращивания казахстанской составляющей организуется участие предприятий в семинарах, рабочих встречах. Сформированный и изданный Каталог товаропроизводителей области с перечнем товаров, работ и услуг распространен в районе.

С целью повышения казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг будут предприняты следующие меры:

- организация участия товаропроизводителей района в областных Форумах отечественных товаропроизводителей.

Сильные стороны:

продвижение новых бизнес-инициатив в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020»;

участие в проведении семинаров по рассмотрению механизмов развития казахстанского содержания;

  • распространение на регулярной основе каталога отечественных товаропроизводителей района.

Слабые стороны:

На не высокий уровень казахстанского содержания в закупках товаров системообразующих предприятий промышленности района влияет:

  • низкая конкурентоспособность продукции обрабатывающего сектора это, прежде всего, связано с низким технологическим уровнем предприятий, физическим износом и моральным устареванием оборудования;

  • низкий уровень инновационной активности предприятий района.

  • нехватка оборотных средств и недоступность кредитов с длительными сроками и низкой процентной ставкой;

  • слабый уровень маркетинговых служб промышленных предприятий.

Возможности:

  • выполнение программы по развитию казахстанского содержания РК, где наряду с мероприятиями по развитию казахстанского содержания, необходимо отметить ответственность первых руководителей государственных организаций, предприятий за работу по повышению доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг.

Угрозы:

мероприятия по повышению казахстанского содержания - процесс проведения экспертизы, связанный с выдачей сертификатов формы СТ-KZ на продукцию, является затратным и занимает продолжительное время у хозяйствующих субъектов.