ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ (ч. 2.2.2)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ (ч. 2.2.2)

2.2.2 Анализ социальной сферы района

Образование

Дошкольное образование.

Систему дошкольного воспитания и обучения области характеризуют позитивные изменения, нацеленные на полное удовлетворение населения в образовательных услугах.

На 1 января 2010 года общее количество детских дошкольных организаций составило 19 в т.ч.1 детский сад на 121 мест, а также 18 мини-центров на 316 мест.

За период с 2008 по 2010 годы были открыты 30 мини-центров при школах (в 2009 – 10 , в 2010 году – 20).

Численность детей в дошкольных учреждениях на 1 января 2010 года увеличилась в 3,4 раза против 2004 года и составила 437 детей. Охват детей дошкольным воспитанием составил 43,3%, что выше на 13,6% по сравнению с 2008 годом.

Предшкольная подготовка детей 5-6 лет в 2009 году организована в 36 общеобразовательных школах с охватом 306 детей соответственно.

В системе дошкольного образования трудятся 96 педагогов, из них с высшей и первой категориями 18,9%.

Дефицит мест в дошкольных организациях и увеличение охвата дошкольным воспитанием в районе решается за счет открытия мини-центров и расширения уже имеющихся мини-центров при школах.

Вывод: детское дошкольное воспитание и образование района Шал акына годы отмечено ростом численности организаций и количества детей в них. На качество предоставления услуг в районе влияют такие ограничительные факторы, как недостаточное обеспечение дошкольных учреждений МТБ, приобретение жесткого и мягкого инвентаря, приобретение УМК, централизованным отоплением и горячим водоснабжением и т.д.

Сильные стороны:

- Расширение сети детских дошкольных учреждений по всей районе в рамках реализации программы «Балапан»;

Слабые стороны:

- Недостаточное обеспечение дошкольных учреждений МТБ, приобретение жесткого и мягкого инвентаря, приобретение УМК, централизованным отоплением и горячим водоснабжением и т.д.

- Снижение обеспеченности дошкольных учреждений сотрудниками: преподавателями-дефектологами, преподавателями-логопедами;

Возможности:

  • Укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений (капитальный ремонт зданий, оснащение учебных помещений специальным оборудованием и инвентарем) за счет государственных и частных инвестиций;

Угрозы:

  • Дефицит мест в детских дошкольных учреждениях в районном центре.

  • Слабая материально-техническая база дошкольных учреждений в районе, в частности, отсутствие в дошкольных учреждениях жесткого и мягкого инвентаря,УМК.

Среднее образование.

В 2009 году количество государственных общеобразовательных школ составило 42 единицы, что меньше 2004 года на 7%. За анализируемый период наблюдается тенденция к сокращению сети общеобразовательных школ в связи с уменьшением контингента детей: сеть сокращена с 45 единиц в 2004 году до 42 единиц в 2009 году.

Выпускники средних школ показали на едином национальном тестировании восьмой результат (80,21 балла) по области (средне областной показатель – 81,51 балла).

Основной проблемой, оказывающей негативное воздействие на качество обучения детей в сельской местности, является преобладающее число малокомплектных школ. Из 39 малокомплектных школ, действующих в 2009-2010 учебном году, 9 – имеют контингент ниже гарантированного государственного норматива.

Общее количество учащихся в 2009 году составляет 3627 детей, что ниже на 191 детей по сравнению с предыдущим годом.

За 2008-2010 годы показатель числа педагогов с высшим образованием вырос на 9 %. Увеличилось число учителей высшей категории на 1,36 %, уменьшилось число учителей первой – 5,6 %.

Количество учителей пенсионного возраста уменьшилось на 25 %.

В школах района работает 557 педагогов, в том числе с высшим образованием 453 (72,57 %), со средним специальным 104 (4,86 %),нет педагогов с незаконченным высшим и средним образованием. С высшей категорией от общего числа учителей составляет 13,95 %, с первой 30,2 %, со второй 26,27 %.

В школы района установлены 9 (21,4% от общего количества школ) лингофонно-мультимедийных кабинетов 15 (35,7% от общего количества школ) - кабинетов физики, 6 (14,2% от общего количества школ) – кабинета химии, 11 (26,2% от общего количества школ) кабинетов – биологии, 22 % школ не имеют спортивных залов.

Наблюдается гендерная непропорциональность, феминизация профессии (86,1% учителей – женщины). Низкая зарплата (около 60% от средней по стране), непрестижность профессии педагога способствуют утечке высококвалифицированных кадров.

Вывод: В районе наблюдается сокращение численности учащихся, и как следствие закрытие и реорганизация числа учебных заведений среднего образования, и уменьшение преподавательского состава. Тем не менее, компьютерное оснащение школ области достигло 100%. Все дневные общеобразовательные учреждения имеют доступ в Интернет. Выпускники средних школ 2009-2010 учебного года показали на едином национальном тестировании второй результат среди сельских районов области (90,92 балла, в 2009г ср. балл – 80,21, в 2008 – 78,19б).

Сдерживающими факторами развития среднего образования являются: низкий уровень материально-технического оснащения школ, наличие школ, расположенных в приспособленных помещениях преимущественно в сельской местности, недостаточный уровень заработной платы учителей вследствие существующей схемы оплаты труда в общеобразовательных школах.

Сильные стороны:

  • Рост качества обучения

Слабые стороны:

  • Тенденция снижения численности учащихся школ вследствие снижения рождаемости в период экономической трансформации – с конца 80-х по 2001г. и миграции населения;

  • Очень низкий уровень материально-технического оснащения школ;

  • Наличие школ, расположенных в приспособленных помещениях, преимущественно в сельской местности;

  • Недостаточный уровень заработной платы учителей вследствие существующей схемы оплаты труда;

Возможности:

  • Обеспечение бюджетного финансирования и стимулирование участия частного сектора в финансировании расходов, направленных на укрепление материально-технической базы организаций образования;

  • Повышение уровня знаний учащихся и повышение качества предоставления образовательных услуг;

Угрозы:

  • С каждым годом увеличивается число школ, требующих проведения капитального ремонта, что, в свою очередь, ограничивает доступ учащихся к услугам среднего образования в адекватных комфортных условиях и приводит к оттоку учащихся из сел в города;

Предотвращение социального сиротства и продвижение семейного устройства воспитанников учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В районе 52 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей или 0,9 % от общего количества детей в возрасте от 0 до 18 лет. Из этого числа 45 детей находятся под опекой и попечительством, 7 детей – на патронатном воспитании в семьях казахстанских граждан. Количество детей сирот оставшихся без попечения родителей в 2008-2010 годы увеличилось на 9 детей.

Сильные стороны:

  • Сохраняется стабильная тенденция семейного устройства детей: за последние два года под по опеку и попечительство переданы 86 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Слабые стороны:

  • Отсутствие служб поддержки семей, школ приемных родителей, задача которых поддержать граждан, желающих усыновить или взять под опеку, на патронат ребёнка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Возможности:

  • Внедрение механизма экономической поддержки опекунов и попечителей, которые могут взять на воспитание ребенка из детского дома.

Введение дополнительных специалистов по охране прав детей.

Использование грантов международных организаций и проектов НПО.

Угрозы:

  • Увеличение количества отмены опеки (попечительства) и возврата детей в интернатные учреждения, так как отсутствует социально - психологическая подготовка семей для принятия ребенка в семью.

Здравоохранение

В 2009 году лечебная сеть района представлена центральной районной больницей на 110 коек, противотуберкулезным диспансером на 30 коек, 11 врачебными амбулаториями, 33 медицинскими пунктами.

В целях реализации постановлений акимата Северо-Казахстанской области в апреле 2009 года районная поликлиника реорганизована в поликлиническое отделение центральной районной больницы.

В 2009 году проведен капитальный ремонт в ЦРБ и ПТД на общую сумму 55648 тыс.тенге, в том числе капитальный ремонт проводился в рамках «Дорожной карты», на сумму 21126,0 тыс.тенге.

За период 2005-2009 гг. отмечается улучшение медико-демографической ситуации. Так, показатель рождаемости увеличился с 12,4 на 1000 населения в 2007 году до 13,38 в 2009 году (рост на 7,4%). Темпы роста рождаемости превысили темпы роста смертности населения ( в 2009 году -13,0, в 2010 году 14,06). В 2008 году естественный прирост впервые за последнее десятилетие стал положительным и составил 1,11.

В районе предпринимаются меры по улучшению эпидемиологической ситуации по туберкулезу. В 2009 году уровень заболеваемости туберкулезом по сравнению с 2005 годом снизился на 45,5% со 172,5 до 94 на 100 000 населения. В связи с внедрением Региональной программы усиления борьбы с туберкулезом в области, в районе улучшилась материально техническая база организаций ПМСП, проводящих профилактические осмотры, закуплена флюоротехника и в 2004-2006 годах значительно возрос объем и качество целевых профосмотров угрожаемых групп населения. В 2006 году приобретен рентгенаппарат диагностический стационарный РДК трехместный на сумму 17 млн 100 тысяч тенге. Вследствие чего относительно 2008 г. снижение заболеваемости на 30%, со 1 до 0,7 на 100 тыс.населения. Смертность от туберкулеза на 100 тыс. населения в 2009 году составила 11,3, что ниже в 4 раза относительно 2005 года (45,8).

В сравнении с 2005 годом в районе отмечается рост заболеваемости болезнями системы кровообращения (БСК) в 2,9 раза, с 757,0 до 2220,2 в 2009 году. Уровень смертности от БСК снизился на 48,3%, с 844,4 до 436,43 в 2009 году. Рост заболеваемости БСК обусловлен выявляемостью в результате проводимых профилактических осмотров населения с 2007 года. Поэтому, своевременное взятие на диспансерный учет и оздоровление больных привело к снижению показателя смертности от БСК.

В 2009 году показатель онкологической заболеваемости в районе по сравнению с 2005 годом (890,8) уменьшился в 3,6 раза в сравнении с 2009 годом (246,3). Смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения в 2009 году составила 164,2, что ниже показателя 2005 г. (208,9) на 21,4%.

Бюджет района в 2009 году составляет 381 млн 533 тысяч тенге, из них сумма госзаказа 309 млн 869 тысяч тенге.

На укрепление материально-технической базы в 2009 году освоено 22576,0 тысяч тенге, из них приобретены 2 ед.санитарного транспорта на сумму 3476,0 тысяч тенге

На 1 января 2010 года оснащенность сельских врачебных амбулаторий санитарным автотранспортом составила 100 % (11 из 11).

В районе 18 объектов розничной реализации лекарственных средств, из них 2 государственные, 3 аптечных киоска, 4 аптечных пункта. В 40 объектах ПМСП осуществлялся отпуск лекарственных средств в рамках ГОМБП. В дальнейшем будет продолжена работа по повышению доступности лекарственных средств для сельских жителей.

В лечебно-профилактических организациях района всего работают – 31 врач и 170 средних медработников.

Показатель обеспеченности врачебными кадрами в 2009 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 19,5% с 9,5 до 11,8, средними медицинскими работниками увеличился на 11,6% с 57,3 до 64,5 на 10 000 населения. Проблема недостаточности медицинских кадров решается путем направления на работу в данные медицинские организации выпускников медицинских вузов, с выплатой «подъемных» и обеспечением жильем.

В 2009 году приступили к работе 8 молодых специалиста в ЦРБ, 6 специалистам предоставлено жилье и выплачены подъемные в размере 200000 тенге каждому.

Выводы: Сократилось число организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, в связи с приведением в соответствие сети организаций с новым нормативом, утвержденным в 2009 году.

За счет бюджетного финансирования проведен капитальный ремонт ЦРБ и ПТД.

В районе за рассматриваемый период увеличилась обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом.

Основными причинами смертности населения района остаются заболевания системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, новообразования.

В районе сокращается заболеваемость туберкулезом. В сравнении с 2008г. отмечается рост заболеваемости болезнями системы кровообращения.

Сильные стороны:

В районе стабилизирована заболеваемость и смертность социально значимых заболеваний.

Улучшается материально – техническая база организаций здравоохранения.

Не зарегистрировано за отчетный период случаев материнской смертности

Слабые стороны:

В районе остается нестабильной демографическая ситуация.

Сохраняется дефицит врачебных кадров.

Возможности:

Для повышения качества медицинских услуг проводится аккредитация организаций здравоохранения, внедрение внутреннего аудита.

Разработаны планы повышения квалификации врачебных кадров.

Угрозы:

Сократилось число организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, в связи с приведением сети в соответствие с государственным нормативом.

Социальная защита

В 2009 году сумма денежных средств, предусмотренных на адресную социальную помощь и детские пособия составила 42,5 млн. тенге. Объем адресной социальной помощи составил 9,2 млн.тенге, что больше показателя 2007 года на 27,5 %.

Оказание государственных пособий семьям, имеющим детей до 18 лет, (далее - ГДП) осуществляется с 2006 года. В 2009 году на выплату ГДП предусмотрено 33,3 млн. тенге, что больше, чем в 2007 году на 9,6 %. Количество получателей ГДП из малообеспеченных семей составило в 2009 году 2,9 тысяч детей, в сравнении с 2007 годом снижение произошло на 13,5 %.

Уровень бедности в 2009 году составил 2,0 %, в 2007 году он был на уровне 2.7 %.

Количество лиц, получающих адресную социальную помощь (среднегодовая) в 2009 году составило 0.4 тыс. человек, что на уровне 2007 года (0.4 тыс. человек). Среднемесячный размер государственной адресной социальной помощи в 2009 году был 888 тенге, это меньше, чем в 2007 году (1012) на 12,2 %.

Объем адресной социальной помощи уменьшается ежегодно. Объем предоставленных государственных пособий за анализируемый период уменьшился. Количество лиц, проживающих ниже черты бедности, уменьшилось. В 2009 году адресная социальная помощь назначена меньше чем 2008 году на 2.5 тысяч тенге. В 2010 году АСП назначена меньше чем в 2009 году на 2.3 тысяч тенге.

В целях реализации Закона Республики Казахстан «О специальных социальных услугах», совершенствования системы предоставления специальных социальных услуг в 2009 году внедрен стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения детям с психоневрологическим патологиями. С 2010 года реализуется стандарт оказания специальных социальных услуг инвалидам с психоневрологическими заболеваниями, а с 2011 года по престарелым и инвалидам, а также детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальные социальные услуги нуждающимся гражданам предоставляются в объемах и видах предусмотренных стандартом.

Сильные стороны:

увеличение размеров социальной помощи;

внедрение стандартов специальных социальных услуг.

Слабые стороны:

рост потребительских цен.

Возможности:

оказание социальной помощи нуждающимся группам населения.

Угрозы:

снижение размеров предоставляемых пособий в случае резкого спада развития экономики региона, налоговых поступлений в бюджет;

недостаточная активность и иждивенческая ориентация получателей ГАСП.

Рынок труда

С 2007 по 2009 год в районе численность экономически активного населения снизилась на 4.6%, с 18517 человек до 17654 человека. В составе экономически активного населения аналогично общей численности населения наметилась тенденция снижения занятого населения.

Уровень безработицы в целом по району за период с 2007 по 2009 годы увеличился с 5.6% до 5.9% от экономически активного населения.

Согласно Программы занятости населения на 2008-2010 годы в 2009 году трудоустроено 1089 безработных , что на 474 безработных граждан больше, чем в 2007 году (2007 г.- 615 человек).

В структуре занятости района в разрезе отраслей произошло снижение занятого населения с 2007 по 2009 год всего на 833 человека, в том числе:

В 2009 году через уполномоченный орган занятости по заявкам работодателей трудоустроено 404 безработных, или 99,5 % от числа обратившихся по вопросам трудоустройства.

За 2009 год к общественным работам привлечено 169 безработных, заработная плата составила 5,374 млн. тенге, в 2007 году привлечено 170 безработных и выплачено заработной платы - 4,090 млн.тенге.

Расширяется доступ к профессиональной подготовке, переподготовке по востребованным на рынке труда профессиям.

За 2009 год в рамках Программы занятости населения на профессиональную подготовку и переобучение безработных граждан направлены 33 безработных на сумму 1,796 млн.тенге. После окончания учебы все 33 человека трудоустроены. В 2007 году по Программе было направлено 26 безработных, на сумму 0,828 млн.тенге все они закончили обучение и трудоустроены в организации района.

В рамках Дорожной карты направлены на обучение 8 человек, прошли обучение 8 безработных ( 4 человека прошли переобучение в мед.колледже в г.Петропавловск, 2 человека прошли курсы повар-кондитер в Есильском сельскохозяйственном колледже, 2 человека прошли курсы в «Мастер-Центр» .

Состав безработных зарегистрированных в органах занятости и по образовательному уровню: 88,5% безработных имеют среднее общее, 3,6 % - основное общее, 7, 9% –среднее профессиональное.

Удельный вес безработных, не имеющих профессии, составляет в среднем 89 %.

В течение 2010 года реализация мероприятий районной Программы занятости населения на 2008-2010 годы и мероприятий Дорожной карты обеспечили снижение безработных граждан на 92 человека по сравнению с 2009 годом и составило 939 человек, способствовали стабилизации на рынке труда и сохранению уровня безработицы в размере 5,3% от экономически активного населения меньше уровня 2009 года на 0,4%.

В районе преобладает сезонная занятость на сельскохозяйственных работах. Кроме того, сохраняется сложность трудоустройства отдельных групп населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды), а также малообеспеченных граждан, которые из года в год получают АСП.

Существует тенденция высокого уровня молодежной и мужской безработицы по сравнению со среднерайонным показателем общей безработицы (5.6%). Негативным фактором на рынке труда является преобладание мужской безработицы.

Сильные стороны:

- Рост фактов трудоустройства безработных через отделы занятости и социальных программ;

Слабые стороны

- Снижение численности экономически активного населения;

- Увеличение уровня безработицы;

- Несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных граждан требованиям работодателей.

Возможности:

- Улучшение демографической ситуации в районе;

- Повышение уровня жизни населения, путем увеличения темпов экономического развития района и роста номинальной заработной платы;

Угрозы:

- Увеличение безработицы и дальнейший отток населения из района снизит качество экономического пространства;

- Дальнейшее снижение экономически активного населения и доли занятого населения.

Культура.

В целом по району функционирует 60 объектов культуры, из которых в частной собственности находятся 1 объект, в государственной - 59 объектов, в том числе: 17 клубов (государственных 16), 41 библиотек, 1 музей, 1 киноустановок. В районе под государственной охраной находятся 55 памятников истории и культуры местного значения и 59 памятников, находящихся на списочном учете. За последние три года установлено (возведено) 1 памятник, проведены текущие ремонтные работы на 20 объектах истории и культуры (таблица 4 ).

Наименование городов и районов области

Количество памятников

Общее количество

градостроительства и архитектуры

Археологии

Шал акына

3

49

52

Всего

3

49

52

Таблица 4 – Количество памятников в районе Шал акына

Услуги учреждений культуры.

Клубными учреждениями района проведено 2809 массовых мероприятия, охвачено – 110 тысяч человек.

Кроме того, в рамках плана общерайоных мероприятий в 2010 году проведено 2 районых конкурса.

В музее района проведено 65 экскурсий, 3 лекции, 5 выставок. Общее число посетителей – 893 человек.

В Государственных библиотеках района в 2010 году проведено 673 мероприятий, посетителями которых стали 18549 человек.

В целом фонд государственных библиотек составляет 215 926 экземпляров, из них на государственном языке - 70589 (33 % от общего фонда).

В рамках комплектования фонда госбиблиотек в отчетный период поступило 5300 экземпляров, из которых 4095 экземпляров на государственном языке.

В Центральной районной библиотеке имеется 7 компьютеров 2 компьютер подключен к сети Интернет.

Объем финансирования по отрасли «Культура» в 2009 году по отношению к 2007 году увеличился в 1,3 раза и составил 60784,6 млн.тенге, в том числе на укрепление материально-технической базы объектов культуры направлено 11761,7 тыс.тенге, на проведение капитальных ремонтов 74051 тыс.тенге (таблица 5 ).

Годы

2007 год

2008 год

2009 год

Объем финансирования

73414,0

36620,4

60784,6

Сильные стороны::

- Систематизирована работа по сохранению и развитию имеющейся сети объектов культуры.

Слабые стороны:

- Сохраняется низкий уровень материально-технического оснащения организаций культуры района.

Возможности:

- Сохранение и развитие историко-культурного наследия области;

- Внедрение новых современных форм обслуживания населения в отрасли.

Угрозы:

- Негативное влияние природно-климатических условий на объекты историко-культурного наследия.

Развитие языков

Языковая политика района Шал акына направлена на создание условий, позволяющих обеспечить расширение сферы применения государственного языка, как фактора единства народа Казахстана, и сохранение лингвистического капитала региона.

В районе организованы кружки при акимате по обучению государственному языку, финансируемые по программе «Развитие государственного языка и языков Народов Казахстана». Созданы 3 группы из числа специалистов аппарата акима, руководителей отделов и специалистов. Из районного бюджета на обучение государственных служащих выделено в 2009 г. – 329 ,0 тыс. тенге, 2010 году 422,0 тыс. тенге. Они обучаются 2 раза в неделю по 3 уровневой программе, подготовленной центром по обучению государственному языку. Кружок казахского языка посещают 46 государственных служащих. В общем, по району 43 кружков по обучению государственному языку, число обучающихся -661 человек. В конце 2007 года выделен кабинет казахского языка в здании районного акимата. В 2009 году на оборудование кабинета казахского языка из местного бюджета выделено 500,0 тыс.тенге (4 компьютер, 7 столов, 15 стульев, 1 доска, шкаф и стенд, ксерокс.). В данное время кабинета функционирует. С июня 2010 года в районе работает методист Центра по обучению государственному языку населения.

Осуществлен поэтапный переход делопроизводства на государственный язык. Согласно мониторингу в 2009 году удельный объем делопроизводства на государственном языке в государственных органах в общем объеме документооборота составил 100%. Также, наравне с казахским языком официально применяется и русский язык, создаются условия для изучения английского языка.

В целом, уровень владения казахским языком в районе составляет 37%. В 2010 году изменены транскрипции наименований одного села и одного сельского округа и переименованы 3 населенных пункта. В целом по области, начиная с 1999 года, было переименовано 33 населенных пунктов.

Одним из направлений ономастической работы является проведение мониторинга по исполнению Указа Президента РК «О порядке решения вопросов, связанных с написанием фамилий и отчеств лиц казахской национальности». Из родившихся в районе с начала 2009 года 396 детей-казахов у 205 (51%) фамилии и правовых пробелов в сфере применения государственного языка; отчества написаны по-казахски.

Кроме того, созданы условия для сохранения языкового многообразия области. В районном центре функционируют 4 этнокультурных объединений, в селах 11 этнокультурных объединений.

Сильные стороны:

- Активно реализуется процесс делопроизводства на государственный язык;

Слабые стороны:

- Отсутствуют единые стандарты обучению государственному языку;

- Недостаточная нормативно-правовая обеспеченность языковой сферы.

Возможности:

- Повышение роли государственного языка как главного фактора духовного и национального единства народа Казахстана;

- Развитие лингвистического капитала казахстанцев.

Угрозы:

  • Наличие

  • Возможность снижения языковой культуры казахстанцев.

Спорт

В целях приближения к требованиям современных стандартов отделом физической культуры и спорта района Шал акына в 2009 году осуществлен ряд организационных мер, направленных на дальнейшее развитие инфраструктуры спорта и улучшение материально-технической базы спорта.

Количество спортивных сооружений составляет 76 единиц, из них 11 единиц приходится на сельскую местность, это на 4 единицы больше по сравнению с 2008 годом, в том числе:

- в 2009 году стрелковые тиры по сравнению с 2008 годом увеличены на 4 единицы.

В рамках реализации «Программы развития физической культуры и спорта в районе Шал акына на 2007 -2011 годы» укрепляется материально-техническая база. С начала года были подготовлены лыжные трассы в г. Сергеевка и округах района, залиты катки в школах района, хоккейные коробки в ДЮСШ. Предусмотрено строительство спортивных сооружений в жилых массивах, организациях, учреждениях согласно действующим нормативам обеспеченности спортивными сооружениями.

Из средств районного бюджета на 2009 год по отделу физической культуры и спорта запланировано: на участие в областных спортивных мероприятиях 1343,017 тысяч тенге.

Общее число принявших в участие в сдаче Президентских тестов в 2009 году составило 1886 человек. В том числе в 5 классах – 344 человек сдавших Президентский уровень нет, национальный уровень 9 человек. 9 класс 459 сдавших Президентский уровень – 2 человека, национальная готовность -14 человек. 11 классы 225 человек Президентский уровень -2, национальная готовность -15 человек. 18-23 лет 220 Президентский уровень 2, национальная готовность 12 человек. 24-90 лет 602 человека сдавших на Президентский и национальный уровень нет.

В районе разработана и уже не первый год действует программа по пропаганде ЗОЖ, в этом году в СМИ было опубликовано 98 статей. В районе с начало года проведено 42 мероприятия в которых приняло участие 12 % от населения района. Имеется 1 совет содействия спорту по федераций по видам спорта.

В районе действуют 39 коллективов физической культуры, на селе 29, в 228 спортивных секциях занимаются 2149 детей из них на селе 1337 детей. Также проводятся «Фестивали», «Дни здоровья», «Недели спорта и подвижных игр».

Общий контингент систематически занимающихся физической культурой и спортом по району составляет более 4016 человек.

По итогам 2009 года команды нашего района приняли участие в областных спортивных мероприятиях таких как «Север 2009», «Ак бидай 2009», спартакиада инвалидов «Надежда», спартакиада национальных видов спорта, а также в первой областной женской спартакиаде.

Команды района так же приняли участие в областных спартакиадах «Жастар», «Акшакар», и др.

Сильные стороны:

  • Увеличение уровня обеспеченности населения физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами;

  • Увеличение числа населения занимающихся физической культурой и спортом;

  • Увеличение числа спортсменов высших разрядов.

Слабые стороны:

  • Низкая доля обеспеченности населения в физкультурно-оздоровительных услугах в сельских округах;

  • Несоответствие объектов спорта к стандартам.

Возможности:

  • Создание в районной инфраструктуре возможностей для занятия физической культурой и спортом (установка искусственных мини-футбольных полей в городе и сельских округах, строительство новых спортивных объектов, соответствующих современным требованиям, за счет спонсорской помощи).

Угрозы:

  • Вследствие низкой оплаты труда работников бюджетных организаций в спортивном секторе происходит отток молодых кадров из данного сектора и держится низкий интерес специалистов в работе в данном направлении;

  • Снижение финансирования спортивных объектов отрицательно отразится на качестве подготовки спортсменов.

На основе проведенного swot-анализа выявлены основные проблемы:

  • Неравномерное распределение учреждений спорта по району. Необходимо проведение реконструкции, ремонтных работ и строительство объектов спорта, что приведет к расширению комплекса услуг предоставляемых спортивными учреждениями;

  • Дефицит специализированных кадров в районе, делает необходимым разработку мер, ориентированных на привлечение молодых специалистов путем увеличение заработной платы и предоставлением определенных льгот. Особенно они должны быть направлены на малые города и сельские населенные пункты, откуда наблюдается преимущественный отток и недостаток кадров.

ФиТуризм

Визитной карточкой района Шал акына считается гидроузел, построенный на Сергеевском водохранилище, еще называемом Целинным морем. Здесь имеются замечательные возможности для развития водных видов туризма и пляжного отдыха. В сфере туризма интерес представляет заповедник «Сардонник», большими запасами рыб славится Киши Торангыл и озеро Козловское. В культурно-познавательном плане для разработки туристко-экскурсионных маршрутов представляет интерес музеи известного писателя З.Иманбаева, акынов А.Нуртазина и Е.Конырбаева, осмотр курганов археологического памятника Бектениз, Ольховой рощи, где на небольшой территории произрастают редкие для области растения, в том числе ольха черная. На территории района расположен «Афанасьевский» памятник природы. Это участок с зарослями можжевельника обыкновенного на высоком скалистом склоне берега реки Есиль на территории села Афанасьевка. Наряду зонами отдыха значимым природным факторам для развития туризма и рекреации района является наличие разветвленной озерно-речной системы, охватывающей практически всю территорию района. В районе организованы микрозаказники, специализированные на охрану разнообразных природных объектов – геологические, геоморфологические, гидрологические и другие, представляющие интерес в развитии экотуризма.

В городе Сергеевка по адресу ул.Молдыбаева,9-кв.25 работает гостиница «Амина» ИП «Ердусинов Т.А.», который оказывает гостиничные услуги. Гостиница открылась 26 мая 2006 года. Имеются 4 обычных номеров и 1 номер полулюкс, всего 9 койка мест. В месяц обслуживают около 80 человек, среднемесячный доход 100 тыс.тенге.

В районе создано эколого-краеведческое туристское сообщество. Администрация района проводит политику развития новой перспективной отрасли экономики района туризма и спортивно-оздоровительного отдыха. Проводились круглые столы по вопросам развития экотуризма.

В целях развития детско-юношеского туризма проведена работа по реализации Республиканской туристской экспедиции «Моя Родина - Казахстан». На районном этапе проведено 10 турпоходов и краеведческих экскурсий, с общим охватом более 340 человек. В основном походы проводились по местным достопримечательностям. Так же в целях развития зимнего туризма в зимний период работает пункт проката коньков на центральном стадионе города Сергеевка.

С целью заключения партнерских договоров и представления турпотенциала района Шал акына, представители района и ИП «Виктория» принимали участие в VI Казахстанской международной выставке «ASTANA LEISURE-2009» (с 6 по 9 октября в г. Астане).

Туристский потенциал района был представлен в вид: информационно-рекламных роликов о турпродукте района; буклетов и баннеров по экотуризму.

Динамика развития показателей туризма за 2005-2009 гг.

Наименование показателя

Ед. из мере ния

2007

2008

2009

Количество ИП занимающихся размещением посетителей

ед.

1

1

1

Объем выполненных работ и услуг в сфере туристской деятельности

тыс.

тенге

617

755

1177,4

Объем внутреннего туризма

чел.

389

217

271

Объем въездного туризма

чел.

-

45

37

Сильные стороны:

  • Наличие природных условий для развития туризма;

  • Наличие объектов туристского направления;

  • Наличие исторических и культурных достопримечательностей, богатство флоры и фауны.

Слабые стороны:

  • Недостаточное использование туристского потенциала региона для развития туристского бизнеса;

  • Недостаточно гостиниц, объектов размещения;

Возможности:

  • Развитие проектов туристского бизнеса на областном уровне;
  • Увеличение объема туристских услуг и создание туристских фирм с привлечением частных инвестиций;

  • Увеличение потока туристов и рост поступления налогов в бюджет;

  • Уменьшение безработицы и создание новых рабочих мест;

  • Развитие инфраструктуры по туристским маршрутам.

Угрозы:

  • Недополучение бюджетом налогов за счет развития выездного туризма.

Внутренняя политика

ия,Партнерство государства с неправительственными организациями, средствами массовой информации и реализация государственной молодежной политики

В районе Шал акына функционирует 2 НПО, из них: детские и молодежные НПО – 1 организация, в сфере социальной защиты – 1.

Используются различные диалоговые площадки:

  • Совет по делам молодежи при акимате района;

  • Совет по связям с религиозными объединениями при акимате района;

  • Совет по делам женщин, семьи и брака;

  • Общественный Совет по борьбе с коррупцией при районном филиале НДП «Нур Отан».

Пропаганда и разъяснение курса реформ и государственной политики в целом осуществляется управлением посредством специализированных информационно-пропагандистских групп. Всего в районе действует одна районная и 12 сельских ИПГ, объединяющих 68 члена из числа руководителей государственных органов, депутатов районных маслихатов, лидеров общественного мнения.

По итогам ежемесячных мониторингов на точечную работу с целевыми группами населения нацелена деятельность постоянно действующих тематических ИПГ.

В целях методического обеспечения работы пропагандистов на системной основе проводятся методические семинары-тренинги для лидеров общественного мнения района, районных ИПГ, выпускаются информационно-справочные материалы для членов районной ИПГ. Формированию базы лидеров общественного мнения способствует проведение научно-практических конференций по общественно-политической тематике.

Сильные стороны:

  • созданы условия для количественного и качественного роста НПО;

  • налажена деятельность и «обратная связь» по итогам работы областной и районных постоянно действующих ИПГ, а также тематических ИПГ, работающих в профессиональных группах;

  • наработан опыт в предупреждении негативных тенденций во внутриполитической сфере региона. Создана соответствующая методическая база по профилактике проявлений, способных спровоцировать межэтнические и межконфессиональные противоречия.

Слабые стороны:

  • отсутствует финансирование социального заказа для профильных НПО;

  • недостаточный уровень использования новых информационных технологий и коммуникативных технологий при проведении информационно-пропагандистской работы.

Угрозы:

  • слабое межведомственное взаимодействие в реализации социально-значимых проектов.

Возможности:

  • расширение участия НПО в реализации социально-значимых проектов;

  • точечная адресация информации и профессионализация кадрового потенциала информационно-пропагандистской работы;

  • своевременное выявление проявлений потенциальных очагов социальной напряженности и принятие соответствующих превентивных мер по их устранению.

Рекомендации:

- проведение мониторинга оценки эффективности услуг, предоставляемых НПО.

Средства массовой информации

Средства массовой информации района обеспечивают оперативное информирование жителей обо всех происходящих общественно-политических событиях на территории района, содействуют укреплению общественно-политической стабильности.

В районе поставлено на учет 2 СМИ: газеты «Парыз» и «Новатор». Увеличиваются тиражи печатных СМИ.

Печатная продукция издается на государственном и русском языках.

В целях поддержки СМИ с каждым годом увеличиваются объемы государственного заказа: общая сумма госзаказа на проведение государственной информационной политики через средства массовой информации составляет в 2010 году - 5 млн. 804 тыс. тенге.

Таким образом, в районе наблюдается позитивная тенденция развития районных средств массовой информации, что способствует росту конкурентоспособности СМИ.

Сильные стороны:

- с целью реализации государственной информационной политики в 100% СМИ района размещен госзаказ;

- повышение интереса журналистов к разнообразным тематическим направлениям, проблемам региона;

- в районе применяются различные формы и методы информационно-пропагандистской работы через СМИ.

Слабые стороны:

- отсутствие необходимого количества специалистов-профессионалов, соответствующих требованиям современного информационного рынка;

- низкая рентабельность и слабое материально-техническое оснащение СМИ района.

Возможности:

- повышение конкурентоспособности районных СМИ и качества информационных услуг, предоставляемых населению посредством государственного информационного заказа;

- формирование конкурентной среды на информационном рынке, популяризация современного редакционного менеджмента;

- увеличение объема финансирования государственной информационной политики;

- повышение качества конвента районных СМИ;

  • усиление взаимодействия госорганов со СМИ.

Рекомендации:

- проведение мониторинга на предмет соблюдения законодательства о СМИ.

Молодежь

В районе Шал акына проживает 6335 человек в возрасте от 14 до 29 лет, что составляет 24, 12 % от общего числа населения.

В районе в рамках проекта «С дипломом в село!» в 2009-2010 гг. 51 человек, прибывшие для работы и проживания в сельские населенные пункты, получили подъемные пособия,

Традиционным стало ежегодное проведение таких мероприятий для молодежи как военно-спортивная игра «Сункар», форум молодежи района, семинары-тренинги, мероприятия, посвященные Дню государственных символов РК и др.

Сильные стороны:

- плановая работа детско-юношеской организации «Атамекен» в средних школах района;

Слабые стороны:

- недостаточный охват государственной молодежной политикой молодежи района;

- слабое развитие сети подростковых организаций, направленных на развитие творчества, инициативы

- неразвитость молодежно-подростковых клубов в сельской местности;

- недостаточный охват молодежи и подростков спортивными секциями, кружковой работой.

Возможности:

- привлечение большего числа молодежи в работу по реализации государственной молодежной политики;

- раскрытие интеллектуального, творческого потенциала молодежи.

Угрозы:

- отсутствие финансирования районных молодежных программ;

- снижение эффективности реализации государственной молодежной политики в связи с отсутствием централизованного управления на районном уровне.

Рекомендации:

- проводить системную реализацию ГМП;

- содействовать организации досуга молодежи, в том числе и в каникулярное время;

- проводить разъяснительно-правовую работу среди молодежи;

- совершенствовать профориентационную политику, направленную на популяризацию рабочих профессий (специальностей), через средства массовой информации.

Охрана правопорядка и борьба с преступностью

Благоприятная экономическая и общественно-политическая обстановка, сложившаяся в последние годы в районе, принятие комплекса целенаправленных мер позволили значительно активизировать деятельность органов внутренних дел.

В области зафиксировано снижение преступности в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 12,7%. Сократилось количество зарегистрированных краж на 1,7%, грабежей на 75,0%, завладение автотранспортных средств без цели хищения на 85,8%, не допущено совершение хулиганств и изнасилований.

Благодаря принимаемым мерам, на протяжении последних лет сохраняется тенденция не допущения роста преступлений, совершаемых на улицах, являющихся индикатором состояния общественного порядка и общественной безопасности ( с 2007г. по 2009г. – по одному факту). Количество преступлений, совершаемых в группе снизилось с 12 в 2007 году до 10 в 2009 году, снижение составило 16,4%, преступлений, совершенных ранее судимыми снизилось с 5 до 3 соответственно ( снижение на 40,0%).

В целом, стабильно остается на высоком уровне раскрываемость преступлений. Уровень раскрываемости преступлений в 2009 году составил 94,0% против 92,6% - в 2008 году (рост +1,4%) и 95,0 в 2007 году.

Благодаря принимаемым мерам, на протяжении последних лет сохраняется тенденция сокращения подростковой преступности. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизился с 10,1% в 2007 году до 8,6% - в 2009 году.

Более половины несовершеннолетних, совершивших преступления, являются учащимися школ, лицеев, гимназий. В этой связи необходимо продолжить развитие института «школьных» инспекторов полиции. Предполагается, что полицейский инспектор должен быть в каждой городской и крупной сельской школе. Это позволит предметно заниматься ранней профилактикой правонарушений среди учащихся.

В последние годы в районе отмечается тенденция снижения основных показателей аварийности. При том, что увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с 7 в 2007 году до 8 – в 2009 году, уровень пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях снизился с 10 в 2007г. до 8 в 2009 г.

Вместе с тем дорожно-транспортный комплекс функционирует в сложных условиях. Темпы роста автомобильного парка и скоростных характеристик современных автомобилей превышают темпы развития улично-дорожной сети. Значительная часть протяженности дорог республиканского значения требует кардинальной реконструкции, увеличения ширины проезжей части, оборудования их барьерными ограждениями, дорожной разметкой. В крайне неудовлетворительном состоянии находятся дороги местного значения.

Остается низкой транспортная дисциплина участников дорожного движения, прежде всего, водителей транспортных средств. Требует существенного улучшения система подготовки водителей.

Комплекс этих и других причин предопределяет высокую тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

Распространенными продолжают оставаться преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Так, в 2007 году зарегистрировано 4 преступления, связанных с наркоманией, то в 2009 году – зарегистрировано 6 подобных фактов (рост составил 33,4%). Основным видом наркотиков, поступающих на территорию района, является марихуана.

Ежегодно из незаконного оборота в среднем изымается около 2 кг наркотических средств, в т.ч. значительное количество канабисная группа наркотических средств (марихуана)

Нестабильная социально-политическая обстановка в сопредельных с Казахстаном государствах способствует росту миграционных потоков и сопутствующих им преступлений, в основном связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, кражами и другими.

Высоким остается уровень вовлеченности населения в употребление наркотиков. Требуется создание системы ранней профилактики наркомании, а также развитие специализированных медицинских учреждений.

Существенного совершенствования, в том числе и на законодательном уровне, требует организация подходов к формированию общегосударственной системы антинаркотической пропаганды. В этой связи необходимо принятие комплекса действенных информационно-пропагандистских мер с использованием потенциала всех государственных органов и средств массовой информации.

Сильные стороны:

  • Построена эффективная система противодействия криминальным процессам;

  • Сохраняется тенденция снижения количества тяжких, особо тяжких преступлений, убийств, причинений тяжкого вреда здоровью.

  • Стабильно высокий уровень раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений;

  • Обеспечено функционирование комплексных сил полиции, позволяющего контролировать криминогенность на улицах и в общественных местах;

  • Тенденция снижения преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, и не допущение роста совершения преступлений на улицах, являющихся индикатором состояния общественного порядка и общественной безопасности;

Слабые стороны:

  • Недостаточное материально-техническое оснащение подразделений органов внутренних дел, недостаточное обеспечение новыми информационно-аналитическими системами, современными техническими средствами и достижениями криминалистики;

  • Отсутствие мини-центров оперативного управления на уровне районных отделов внутренних дел;

  • Рост миграционных потоков и сопутствующих им преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, кражами и другими;

  • Использование территории Казахстана для транзита наркотических средств.

Возможности:

  • Внедрение систем видеонаблюдения в магазинах, организациях, автозаправках и т.д.

  • Дальнейшее развитие стационарных и передвижных постов полиции, автопатрулей в сельской местности;

  • Введение в каждом сельском общеобразовательном учебном заведении школьных инспекторов полиции;

  • Выявление и пресечение каналов транспортировки наркотиков через территорию Казахстана и дальнейшего трафика в другие страны, ликвидация и разобщение организованных преступных групп в сфере наркобизнеса;

  • Совершенствование профилактической деятельности, усиление антинаркотической пропаганды;

  • Внедрение новых инновационных технологий и специальной техники в деятельность органов внутренних дел;

Угрозы:

  • Повышение криминогенности улиц и других общественных мест в селах;

  • Обострение ситуации с аварийностью на автодорогах страны;

  • Расширение масштабов и повышение степени опасности преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, несовершеннолетними, а также посягательств на собственность;

- Активизация действий международных преступных сообществ по использованию территории Казахстана в целях наркотрафика и усиление криминальных процессов, связанных с наркотизацией населения;

Угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.

Учитывая природно-климатические особенности района, которые предопределяют значительную ее подверженность природным катастрофам – паводкам, ураганам, лесным и степным пожарам, резким понижениям температуры и снежным буранам организованы дополнительные обследования опасных по возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера участков и очагов. Составлен перечень зон и нанесены на карту, которые могут быть подвергнуты чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

Не маловажную роль в воздействии чрезвычайных ситуации природного характера на территорию района имеет место подтопление талыми водами. В результате резкого таяния снега зона возможного подтопления на территории района Шал акына предполагается на нескольких отдельных участках общей площадью 1,8 кв.км. Это обусловлено географическим расположением данных населенных пунктов, которые располагаются на склонах реки Ишим. Основными факторами, влияющими на формирование весеннего паводка, это осеннее увлажнение почвы, запасы зимнего периода, и весеннее развитие процессов таяния.

Под постоянным контролем находится состояние дамб (2), плотин (1), подъездных путей (1). Взяты на учет аварийные и ветхие строения, кровля объектов и жилья. Проводятся ремонтно-восстановительные работы.

Снежными заносами могут быть подвергнуты любые участки автомобильных дорог, особенно участки республиканской трассы между в районе моста через р.Шудосай, с.Семиполка-с.Ступинка, с.Афанасьевка - с.Кривощеково, с.Кривощеково - г.Сергеевка. Протяженность сплошных заносов колеблется от 500 м. до 1500 м. В зимний период для устранения снежных заносов на базе ДЭУ-70 и ДЭП-3 создаются аварийно-спасательные группы. Организованы 3 пунктов обогрева для транзитных пассажиров в местах прогнозируемых снежных заносов (Сергеевка, Узынжар, Крещенка).

Согласно плана противопаводковых мероприятии на 2012 год в г.Сергеевка и в с.Городецкое проводятся мероприятии в целях снижения риска подтопления жилого сектора, а именно расчистка водопропускных сооружении, расширение каналов предназначенных для беспрепятственного прохождения талых вод за пределы населенного пункта.

Также существует угроза частичного подтопления домов с.Жанажол (9 домов/31 чел.) Проведенные в 2011 году инженерные работы по углублению и расширению существующего стока для талых вод снижает риск подтопления данного населенного пункта.

Также в результате паводка ежегодно подвергается опасности земляная насыпь-подъезд к с.Белоградовка через речку Шудосай, являющимся притоком р.Ишим. При резком таянии снега и увеличении поступления талых вод в реке Шудосай может произойти смыв вышеуказанной земляной насыпи. В настоящее время происходит беспрепятственное прохождение талых вод через существующие водопропускные трубы. С началом таяния снега будет действовать пост наблюдения во главе с акимом сельского округа в обязанности которого входит наблюдение за уровнем воды в р.Шудосай. Ежегодно на период паводка проводится учет рожениц и тяжело больных, которые впервую очередь подлежат эвакуации из с.Белоградовка. В магазинах села создается значительный запас продовольствия и товаров повседневного спроса.

В период снежных заносов и штормовых предупреждений ограничивается выезды автомашин, маршрутных автобусов, на опасных участках автодорог создаются пункты обогрева и питания для пострадавших.

В районе разработан и утвержден «План совместных действий на случай возникновения степных пожаров и их эффективной ликвидации».

В населенных пунктах района, где отсутствуют государственные учреждения служб пожаротушения насчитываются 43 не государственных противопожарных служб, созданных на базе сельхозформирований.

В текущем году для оснащения пожарным инвентарем добровольных-противопожарных формирований центральных усадеб отдаленных сельских округов в бюджете района заложены средства на сумму 2,1 млн. тенге (мотопомпы, ранцевые огнетушители, цепные бензопилы, рукава, переходники, костюмы х/б огнеупорные, рукавицы брезентовые, каски защитные, респираторы).

Проводится работа по подготовке руководящего состава, формирований ГО и обучение населения.

В 2012 году на республиканских курсах повышения квалификации руководящего состава в области ГО и ЧС в г. Алматы прошли обучение 3 человек.

Основные проблемы по мобилизационной подготовке района: отсутствие оптимальной структуры мобилизационных органов на всех уровнях по вертикали, разграничение их полномочий, функций, обязанностей и прав;

отсутствие необходимой техники (автобуса) для доставки при мобилизационной категории до пункта отправления до пункта сбора.

По территориальной обороне: отсутствие в районе службы «Управление формирования территориальной обороны», укомплектованной по штату мирного времени и содержащейся за счет средств местного бюджета;

отсутствие достаточного финансирования мероприятий территориальной обороны проводимых с целью:

обеспечения накопления, организации хранения и освежения запасов вещевого, медицинского имущества, других видов материально-технических средств бригады территориальной обороны;

организации и проведения учебно-сборовой подготовки военнообязанных, подразделений и органов управления бригады территориальной обороны.

По гражданской обороне:

В целях реализации основных задач Гражданской обороны района необходимо дальнейшее развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

- освежение и создание необходимого запаса средств индивидуальной защиты;

- подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств Гражданской обороны к действиям при чрезвычайных ситуациях;

- приобретение подвижного пункта управления;

- накопление и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений;

- обеспечение эвакуационных мероприятий;

- организация подготовки специалистов ГО и ЧС на республиканских курсах.

По организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий:

Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации аварий и стихийных бедствий в районе затруднено следующими факторами:

отсутствием штатного специалиста по ГО и ЧС аппарата акима района

для обеспечения оперативного и своевременного реагирования на аварии и другие нештатные ситуации необходимо создание профессионального отряда аварийно-спасательной службы с достаточным техническим оснащением;

в целях обеспечения безопасности населения при использовании сжиженного газа в быту необходимо создание газотехнической инспекции в районе. Для чего необходимо внесение изменения в бюджетную классификацию;

формирование системы защиты от пожаров в отдаленных населенных пунктах, где отсутствует противопожарная служба, и организации тушения степных и лесных пожаров. Добровольно-пожарные формирования сельских округов (сельские и объектовые) недостаточно оснащены средствами пожаротушения. Не во всех ТОО созданы добровольно-пожарные формирования;

необходимо активизировать работу по передаче в собственность ветхого и аварийного жилья, зданий и сооружений. Наличие безхозяйных объектов ведет к их несанкционированному разбору с последующими человеческими жертвами. В целях повышения ответственности необходимо усилить меры административного воздействия по отношению к собственникам по фактам несчастных случаев на принадлежащих им объектах.