ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ (ч. 2.2.4-2.4)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ (ч. 2.2.4-2.4)

2.2.4 Анализ территориального развития.

Землеустройство

Район расположен в лесостепной зоне в юго-восточном направлении от областного центра, лесистость около 9 %. В структуре почвенного покрова преобладают черноземы обыкновенные. По сельскохозяйственным достоинствам черноземы обыкновенные относятся к землям высшего разряда: балл бонитета достигает максимальной величины – 74-75, благодаря химическим и физическим свойствам, высоким запасам органических веществ, валовых и подвижных форм элементов минерального состава. Выравненность рельефа, сравнительно редко расположенные лесные колки, играющие почвозащитную роль, позволяют использовать широкозахватную сельскохозяйственную технику.

Расстояние от областного центра г. Петропавловска до границы района – 138 км., до г.Сергеевка – 172 км. Расстояние от районного центра до ближайшей железнодорожной станции Сулы составляет 70 км, до ж/д станции Новоишимское – 105 км. Территория района составляет 4841 кв.км., население – 26254 человека, из них городское -7589 человек, сельское – 18665 человек. В сельских населенных пунктах района проживают более 71 % населения. На территории района 44 населенных пунктов, объединенных в 12 сельских округов и районный центр г.Сергеевка.

Район граничит с пятью районами области ( Есильский, Айыртауский, им. Габита Мусрепова, Тимирязевский, Жамбылский).

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения 336,5 тыс. га что составляет 4,9 % сельхозугодий области, в том числе пашни 255,5 тыс. га или 5,3%.

Рациональное использование земельных ресурсов района, совершенствование земельных отношений, отнесение земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков к категории материальных активов и ведение их в финансово-экогомический оборот-это не полный перечень задач, необходимых для углубления земельной реформы.

Достижению поставленных целей будут способствовать ряд планируемых и проведенных мероприятий, таких как мероприятия по проведению землеустройства сельских населенных пунктов, инвентаризация сельскохозяйственных угодий, инвентаризация землепользователей.

С принятием Земельного кодекса Республики Казахстан и введением частной собственности на землю район является основным получателем услуг ГУ «Отдел земельных отношений района Шал акына». В связи с этим, усилилось значение достоверной информации о качественном и количественном состоянии земельных ресурсов.

В настоящее время можно констатировать факт упущенных возможностей района в части неполной информации о качественном и количественном состоянии земельных ресурсов района, что, безусловно находит отражение в получении достоверной информации о земельных ресурсах района в целом и объеме налогооблагаемой базы.

Работа по выявлению свободных земель с/х назначения продолжается и предполагает ряд мероприятий:

- Проведение государственных закупок на проведение работ:

- Изготовление земельно-кадастровых карт по сельским округам района;

- Установление границ административно-территориальных единиц района;

- Инвентаризация нарушенных земель;

- Инвентаризация пахотнопригодных земель.

Сильные стороны:

- обеспечение достоверной информации о качественном и количественном состоянии земельных ресурсов;

- проведение мониторинга земель.

Слабые стороны:

-Недостаточное финансирование на проведение работ по земельно-хозяйственному устройству и установлению границ;

-отсутствие генеральных планов населенных пунктов.

Возможности:

- При наличии генеральных планов населенных пунктов возможно предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилищного строительства, производственных объектов.

Угрозы:

При отсутствии полной информации о качественном и количественном состоянии земельных ресурсов района возрастает риск снижения налогооблагаемой базы.

В районе показатель плотности населения – 5,4 чел. на 1 кв.км при средней по области 6,6 чел. на 1 кв.км.

Развитие сельских территорий.

Уровень и динамика социально-экономического развития района Шал акына определяется комплексом факторов, среди которых основополагающими являются: демографический и миграционный потенциал, агроклиматические ресурсы, базовый уровень и современная динамика развития экономики, уровень развития производственной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Анализ всех этих сфер жизни района позволяет выделить ряд ключевых проблем:

Низкий уровень доходов населения, как следствие достаточно низкий уровень жизни;

Отсутствие на территории района достаточного количества мест приложения труда;

Отток населения с территории района на временные заработки, как следствие сокращение доходов районного бюджета и динамики развития третичного сектора на территории района.

Таким образом, основной целью социально-экономического развития района является сохранение и преумножение социального капитала района через повышение уровня жизни населения. Основными задачами, которые необходимо решить для выполнения поставленной цели, являются:

Обеспечение возможности трудоустройства населения на территории района;

Повышение уровня реальных доходов населения района;

Повышение комфортности условий проживания населения, через улучшение жилищно-коммунальных условий, модернизацию городской среды, развитие на территории района сферы услуг (обеспечение населения возможностями реализации потребности в досуге);

В районе 44 сельских населенных пунктов, которые объединены в 12 сельских округов и районный центр г.Сергеевка. Из них состоит:

- из 5 населенных пунктов - 3 сельских округа;

- из 4 населенных пунктов – 2 сельских округа;

- из 3 населенных пунктов - 6 сельских округов;

- из 2 населенных пунктов - 1 сельский округ (Семипольский).

п/п

Наименование сельского округа Количество населенных пунктов Занимаемая

территорияОбщая численность населениякв.км% чел.%

1.

Афанасьевский

4478,910,011974,7

2.

Аютасский

5732,815,2263912,3

3.

Городецкий

3316,36,58893,7

4.

Жанажолский

3217,14,59304,0

5.

Кривощековский

5407,68,516127,0

6.

Новопокровский

5531,011,015267,7

7.

Октябрьский

3281,05,88293,5

8.

Приишимский

4336,67,013466,7

9.

Семипольский

2455,69,513617,6

10.

Ступинский

3285,26,06572,6

11.

Сухорабовский

3458,19,511017,2

12.

Юбилейный

3316,06,59414,0

13.

г.Сергеевка

1  764129,0

Итого

444841,110022669100

 

Из 44 сельских населенных пунктов 2 (с.Коргантас Афанасьевского и п.Водопроводный Октябрьского сельских округов) являются рабочими поселками, образованными работниками водопроводных организаций. В с.Ровное Кривощековского сельского округа проживают работники Сергеевского государственного учреждения лесного хозяйства (лесхоз). с.Ортаколь Прииишимского сельского округа, расположенный на расстоянии 3 км от центра сельского округа, является как бригадный стан ТОО «Агросевер», в котором всего 13 дворов 70 человек жителей и не имеется ни одного объекта социально-культурного назначения.

Данные села относят к неперспективным. Как правило, в этих селах слабо развиты либо вовсе отсутствуют объекты здравоохранения, закрываются школы по причине малокомплектности, слабо развита торговая сеть. Направление финансовых средств в эти села считается не целесообразным. Поэтому здесь наблюдается внутренняя миграция населения. Население выезжает в основном в районные центры или в села с более развитой социальной и инженерной инфраструктурой.

В селах население в основном занято в сельскохозяйственном производстве и личном подворье.

Сильные стороны:

  • Очаговый тип расселения в сельских округах района;

  • Район является одним из ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции;

Слабые стороны:

  • Низкий уровень урбанизированности экономического пространства;

  • Дисбаланс в размещении производственных мощностей промышленности на территории района;

  • Неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;

  • Район Шал акына можно отнести к территориям, теряющим население;

  • Недостаточная степень диверсификация экономики района;

  • Устаревшие оборудование и технологии на промышленных предприятиях;

  • Низкие доходы населения, невысокая заработная плата по отношению к республиканскому уровню;

  • Малые размеры населенных пунктов создают трудности в культурном обслуживании сельских жителей, постановке торговли, образования, здравоохранения и т. д.;

  • Ограничивающим фактором для развития района является неразвитость транспортно-коммуникационной инфраструктуры;

  • Слабая база тормозит развитие молочного животноводства, представленная мелкотоварным способом производства в сельском хозяйстве, отсутствием достаточной кормовой базы.

Возможности:

  • Реализация инфраструктурных проектов для роста города Сергеевка;

  • Благоприятное и выгодное экономико-географическое положение и широкая сеть транспортных коммуникаций позволит реализовать ряд инфраструктурных проектов создаст возможности для роста города;

  • Для диверсификации экономики района необходимы вливания постоянных инвестиций в основные фонды.

Угрозы:

  • Продолжение оттока населения, что снижает качество экономического пространства района;

  • Снижение грузооборота и грузоперевозок ввиду отсутствия развития логистических центров;

  • Негативные структурные сдвиги могут привести к формированию неэффективной пространственной структуры, хаотичному развитию сложившихся систем расселения, интенсивному развитию города и населенных пунктов района с закреплением доминирующих сырьевых отраслей.

Экологические проблемы региона

В 2010 году выбросы в атмосферу от стационарных источников составили 1235,71 тонн.

В районе сохраняется напряженная экологическая обстановка, связанная с неэффективной работой очистных сооружений или отсутствием таковых в большинстве районов области. В регионе особо остро стоит проблема с управлением отходами, в частности аварийного состояния существующего полигона твердых бытовых отходов. На постоянной основе ведется прогнозирование неблагоприятных погодных условий для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу природопользователями.

Сильные стороны:

  • Снижение загрязнения атмосферного воздуха.

  • Некоторое увеличение численности фауны.

Слабые стороны:

  • Отсутствие полигона-могильника для захоронения токсичных, промышленных отходов, непригодных к использованию ядохимикатов и тары из-под них.

  • Хранение и переработка бытовых отходов в населенных пунктах не соответствует экологическим требованиям.

  • Уменьшение лесного массива за счет их вырубки и других факторов.

Возможности:

  • Значительное улучшение экологической обстановки в регионе.

  • Повышение контроля над объемами загрязнения промышленными предприятиями. Увеличение количества стационарных экологических площадок для мониторинговых наблюдений позволит повысить качество окружающей среды за счет оперативного реагирования на техногенную деятельность хозяйствующих субъектов.

  • Увеличение объема финансирования актуальных природоохранных мероприятий: модернизация очистных сооружений, проведение мероприятий по установлению водоохранных зон, полос и режима их хозяйственного использования, рекультивация отчужденных неорганизованными свалками площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования.

Угрозы:

  • Усугубление экологической обстановки в случае невысокой модернизации очистных сооружений.

  • Значительные выбросы промышленных предприятий в атмосферу и образование твердых токсичных бытовых отходов создают угрозу для здоровья городского и сельского населения.

 

2.2.5 Анализ системы государственного местного управления и самоуправления.

Государственные услуги

Значительным фактором, влияющим на эффективность деятельности органов местного самоуправления, является качество и оперативность оказания ими государственных услуг. Посредством Интернет-портала акимата района оказываются электронные информационные и интерактивные услуги: работает виртуальная приемная акима района по обращениям граждан. Открыт и функционирует сайт акимата района Шал акына, с разделами местных исполнительных органов.

Реализуется мероприятия по развитию «электронного акимата» района Шал акына, основными целями которых являются: предоставление возможности получения государственных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий и автоматизация деятельности местных исполнительных органов.

Тенденции развития системы местного государственного управления и самоуправления.

В районе Шал акына местное государственное управление осуществляется местным представительным и исполнительными органами, представленными на уровне района.

Местное государственное управление осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года N148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и другими законодательными актами.

Административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление района Шал акына на 01.01.2010 года представлено 13, в том числе 12 сельских округов и город Сергеевка. Районный центр город Сергеевка.

В рамках реализации программы развития «электронного акимата» в Северо-Казахстанской области на 2009-2010 г., утвержденной постановлением акимата Северо-Казахстанской области № 169 от 17 июня 2009 года на сегодняшний день в районе Шал акына были выполнены мероприятия по следующим направлениям:

- техническое оснащение;

- разработка и внедрение ведомственных ИС;

- автоматизация государственных услуг;

- интеграция с базовыми компонентами «е-правительства».

Техническое оснащение государственных органов района

В здании акимата района функционирует локальная сеть с подключением к ЕТС ГО, позволяющая находиться в единой сети всем сотрудникам аппарата акима.

Основные технические средства, используемые в государственных органах, финансируемых из местного бюджета - персональные компьютеры на базе Intel. Оснащенность компьютерной техникой по району составляет 92 % (районный и сельский уровни).

Разработка и внедрение ведомственных ИС

Разработаны, находятся на сопровождении и развитии ведомственные ИС для обеспечения деятельности государственных органов.

ИС «Электронный архив», ИС «СЭД », ИС «Избиратели СКО», модернизируется ИС «Мониторинг поручений», предназначенная для оперативного мониторинга за исполнением поручений, формирования отчетов и базы данных, автоматического формирования уведомлений, эксплуатируется в аппарате акима района.

Автоматизация услуг

В 2008 году создан официальный интернет-ресурс акимата района Шал акына. Являясь современным средством информатизации общества, интернет-ресурс преследует цель оперативного и достоверного информирования граждан и учреждений о деятельности акимата. Информационное наполнение и обновление информации интернет-ресурса осуществляется ежедневно. На интернет-ресурсе района имеется 49 раздела и 2 интерактивных услуги (виртуальная приемная и блог акима района).

В настоящее время разрабатывается портал государственных услуг, предназначенный для обеспечения повышения качества и доступности государственных услуг. На портале будут оказываться информационные, интерактивные, а также транзакционные услуги.

В рамках реализации программы «Снижение информационного неравенства на 2007-2009 годы» были организованы бесплатные курсы обучения компьютерной грамотности различных слоев населения. Всего в рамках программы обучено 1500 человек.

Интеграция с базовыми компонентами «е-правительства»

В ГУ «Аппарат акима района Шал акына СКО» функционирует система электронного документооборота (СЭД), предназначенная для автоматизации делопроизводства и процесса поддержки принятия решений. Система обеспечивает через центральный сервер, находящийся в акимате, электронный обмен документами, а также учет и хранение документов. В текущем году планируется завершить работу по подключено 12 государственных учреждений (отделов).

Оценивая состояние информатизации района, необходимо отметить, что в районе реализованы определенные мероприятия, направленные на создание единого информационно-коммуникационного пространства, формирование компонентов «е-правительства».

Сильные стороны:

- Реализованы информационные услуги, реализована обратная связь посредством Виртуальной приемной, Блога акима;

- Наличие единой системы электронного документооборота;

- Наличие стандартных средств обеспечения ИБ на техническом и программном уровне.

Слабые стороны:

- Недостаточный уровень внедрения системы электронного документооборота на районном и сельском уровне;

- Отсутствие возможности получения населением и бизнесом электронных услуг посредством мобильных устройств;

- Не автоматизированы основные бизнес-процессы управления регионом;

- Ведомственные ИС не интегрированы с ГБД Республики Казахстан;

- Отсутствие ИС, ориентированных на упрощение процедур оказания государственных услуг;

- Недостаточный уровень компьютерной грамотности сотрудников государственных учреждений (отделов) района;

- Нехватка квалифицированных кадров в сфере ИТ и ИБ.

Возможности:

  • Заинтересованность жителей региона в получении государственных услуг в электронном формате;

  • Широкое распространение мобильных телефонов может быть использовано для обеспечения доступа к «е-акимату»;

  • Международный опыт создания «е-правительства»;

  • Использование ИС центральных государственных органов для упрощения и оптимизации процесса предоставления государственных услуг в электронном формате.

Угрозы:

  • МИО не достаточно подготовлены к предоставлению интерактивных электронных государственных услуг из-за отсутствия интеграции с базовыми компонентами «е-правительства»;

  • Не востребованность электронных государственных услуг из-за слабой информированности жителей района;

Низкая компьютерная грамотность населения.

2.3 Комплексная характеристика основных проблем, рисков, сдерживающих факторов, конкурентных преимуществ и возможностей устойчивого социально-экономического развития территории в среднесрочной перспективе

На основе анализа эколого-экономического развития, социальной сферы, инфраструктурного комплекса, территориального (пространственного) развития приоритезированно обозначены сильные и слабые стороны развития района, риски и сдерживающие факторы, а также определены реальные возможные пути дальнейшего развития.

Таблица 23- swot-анализ

Позитивные

Внутренние

Внешние

факторы

(S) Сильные стороны

(O) Возможности

Приоритет А

Благоприятные природные условия, наличие плодородных земельных ресурсов с высоким баллом бонитета

Выгодное экономико-географическое положение и широкая сеть транспортных коммуникаций

Наличие промышленного потенциала

Устойчивая урожайность зерновых культур

Наличие условий для роста производства животноводческой продукции

Наличие значительных запасов минерального сырья, значимых месторождений полезных ископаемых

Приоритет В

Наличие потенциала роста производства сельскохозяйственной продукции

Эффективное развитие молочного скотоводства

Наличие рыночной инфраструктуры развития малого предпринимательства: МКО, кредитных товариществ

Наличие природных условий для развития туризма

Приоритет С

Снижение уровня безработицы, повышение уровня средней номинальной заработной платы населения

Расширение сети медицинских организаций, в том числе и увеличение больничных коек и оснащения медицинских организаций необходимым оборудованием и транспортом

Увеличение рождаемости в большинстве округов района

Увеличение показателей укомплектованности медицинских организаций врачами, средним медицинским персоналом

Снижение заболеваемости туберкулезом

Устойчивая тенденция повышения уровня материально-технического обеспечения школ на основе оснащения компьютерами, кабинетами новой модификации и широкополосным Интернетом

Наличие сети объектов культуры и спорта

Очаговый тип расселения населения.

Приоритет А

Развитие отраслей обрабатывающей отрасли и диверсификация экономики региона

Повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства

Реализация концепции развития базовых отраслей промышленности позволит модернизировать технологии и перейти к инновационной модели развития

Развитие промышленного свиноводства, птицеводства, молочного и мясного скотоводства с целью реализации продукции высокого качества этих отраслей на внутреннем и внешнем рынках.

Приоритет В

Модернизация магистральных автодорог

Развитие проектов туристического бизнеса на уровне международных стандартов

Повышение уровня жизни населения

Приоритет С

Расширение бюджетного и стимулирование частного финансирования (ГЧП) строительства современных дошкольных учреждений, открытие миницентров с целью доведения охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием до 100%

Перманентный дефицит медицинских кадров в районе

Несвоевременное обновление медицинского оборудования

Увеличение заболеваемости болезнями системы кровообращения

Увеличение пострадавших от травм, несчастных случаев и отравлений

Развитие гражданского общества за счет активной деятельности

Значительное улучшение экологической обстановки Полное обеспечение питьевой воды населения сельских поселений

Реализация инфраструктурных проектов для роста города

Негативные факторы

(W) Слабые стороны

(T) Угрозы

Приоритет А

Не полная занятость мощностей предприятий промышленности

Общая техническая и технологическая отсталость предприятий промышленности

Несоответствие международным и внутренним стандартам состояния дорог и инфраструктуры на многих участках автомобильных транзитных дорог.

Снижение качества сельскохозяйственной продукции, неконкурентоспособность на миром рынке

Приоритет В

Низкий уровень урбанизированности экономического пространства и монофункциональность малого города

Снижение качества производимого зерна по сортности и клейковине, однообразный набор зерновых культур

Экстенсивное развитие животноводства

Неразвитость туристического бизнеса

Приоритет С

Неразвитость производственной и социальной инфраструктуры

Отсутствие действенных механизмов реализации инновационных проектов, недостаточное развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Нерациональная структура земельных ресурсов, нарушение агротехнических требований к возделыванию сельскохозяйственных культур.

Слабая диверсификация малого предпринимательства, сокращение количества активных субъектов малого бизнеса

Низкий уровень развития сферы услуг

Снижение численности населения и его доли в трудоспособном возрасте

Снижение уровня социально значимых и других заболеваний

Оказание поддержки действующим медицинским специалистам (заключение трехсторонних договоров, выплата «подъемных», обеспечение жильем)

Приобретение современного оборудования, его сопровождение и обучение казахстанских специалистов по его применению в целях повышения качества медицинских услуг;

Низкий охват детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования, значительный физический и моральный износ зданий образования, низкий уровень обеспеченности объектов дошкольного, школьного, технического и профессионального образования соответствующим оборудованием и инвентарем

Слабое развитие неправительственных организации и неактивное участие в развитии гражданского общества

Отставание уровня среднемесячной зарплаты от республиканского уровня

Несоответствие учреждений спорта международным стандартам

Недостаточность производственных мощностей по переработке промышленных отходов

Приоритет А

Замедление темпов развития экономики района вследствие сохранения низкого технического уровня предприятий промышленности

Изменчивость погодных условий

Недостаточно высокий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Низкий спрос на строительную продукцию.

Приоритет В

Дальнейшее снижение численности населения

Приоритет С

Увеличение безработицы и дальнейший отток населения из региона снизит качество экономического пространства

Отсутствие инвестиций в развитие туризма на территории района

Неразвитость логистических центров

Несвоевременное обновление действующего оборудования, приобретение современного оборудования и несвоевременное обучение медицинских работников проведению операций на новом оборудовании, может привести к снижению качества оказания медицинских услуг населению

Недостаточный уровень заработной платы медицинских работников может привести к оттоку высококвалифицированных специалистов и, как следствие, отражаться на качестве предоставленных медицинских услуг

Недостаточное и несвоевременное финансирование отрасли образования, в части обновления действующего и приобретения современного оборудования приводит к значительному физическому и моральному износу, как оборудования, так и зданий, что снижает качество предоставляемых услуг

Возможные сценарии развития района Шал акына, направленные на достижение целей вышестоящих документов.

Анализ стратегических документов развития экономики района по основным целям и направлениям, установленных в Стратегическом плане – 2020, Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, с целью выявления потенциальных угроз и возможностей по достижению поставленных в них целей:

Стратегический план – 2020

  • подготовка к посткризисному развитию;

  • обеспечение устойчивого роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры;

  • инвестиции в будущее – повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев;

  • обеспечение населения качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;

  • укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений.

Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан:

Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.

Сценарии среднесрочного социально-экономического развития района

Общая характеристика сценариев.

Основные варианты среднесрочного социально-экономического развития Казахстана определяются несколькими ключевыми факторами:

степенью развития и реализации сравнительных преимуществ казахстанской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

интеграцией евроазиатского экономического пространства;

конъюнктура цен на мировых рынках углеводородов.

В зависимости от реализации этих факторов следует выделить два качественных сценария социально-экономического развития в среднесрочной перспективе – инерционного и управляемого развития.

Во всех сценариях приняты одинаковые внешнеэкономические условия – динамичного роста мировой экономики при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации. В среднесрочном периоде ожидаются темпы роста мировой экономики в районе 4 процента в год. Во всех вариантах предполагается, что цены на нефть марки «Brent» в 2011 году будут равны (76 долларов США за баррель) начнут повышаться в меру роста инфляции, и достигнут 83 долларов США в 2015 году.

Предполагается одинаковая модель демографической динамики (стабилизация населения на уровне 16,7 млн. человек к 2015 году).

Все сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. В тоже время в рамках второго сценария предполагается проведение активной структурной политики, или политики повышения конкурентоспособности, которая оказывает значительное влияние на состояние инвестиционного климата, структуру производства и экспорта. Другими словами, во втором сценарии предполагается более высокое качество и эффективность экономических и социальных институтов.

Сценарий инерционного развития

Сценарии среднесрочного социально-экономического развития Казахстана, Северо-Казахстанской области и района Шал акына

Общая характеристика сценариев

Основные варианты среднесрочного социально-экономического развития Казахстана определяются несколькими ключевыми факторами:

степенью развития и реализации сравнительных преимуществ казахстанской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

интеграцией евроазиатского экономического пространства;

конъюнктура цен на мировых рынках углеводородов.

В зависимости от реализации этих факторов следует выделить два качественных сценария социально-экономического развития в среднесрочной перспективе – инерционного и управляемого развития.

Во всех сценариях приняты одинаковые внешнеэкономические условия – динамичного роста мировой экономики при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации.

Все сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. В тоже время в рамках второго сценария предполагается проведение активной структурной политики, или политики повышения конкурентоспособности, которая оказывает значительное влияние на состояние инвестиционного климата, структуру производства и экспорта. Другими словами, во втором сценарии предполагается более высокое качество и эффективность экономических и социальных институтов.

Сценарий инерционного развития

При реализации инерционного варианта развития, приоритет в росте производства и доходов населения получат наиболее конкурентоспособные регионы. Территориальная близость района Шал акына к г.Петропавловску, к Российской Федерации, городу республиканского значения г.Астане, приведет к дальнейшему оттоку трудовых ресурсов, в первую очередь, квалифицированных кадров из района и ухудшению ее демографической структуры, росту доли населения нетрудоспособных возрастов.

В структуре доходов населения района будет увеличиваться доля социальных выплат, динамика которых будет оказывать возрастающее влияние на общую динамику и формирование конечного спроса в районе. В районе сохранятся тенденции отставания доходов и конечного потребления населения, низкий уровень конкурентоспособности обрабатывающего сектора района и низкая инвестиционная привлекательность производства.

Основные факторы экономического роста останутся прежними: развитие агропромышленного сектора, ориентированного на удовлетворение потребностей населения района, транспорта и связи, торговли, динамика которых будет зависеть от динамики доходов населения, а также отраслей социальных услуг, развитие которых будет обеспечиться за счет расходов местного и республиканского бюджетов.

Инвестиционный спрос будет оставаться низким, с высокой долей бюджетных инвестиций, преимущественно республиканских и областных.

Неблагоприятное развитие внешней среды для района Шал акына будет усугублять ее нынешнее положение, поскольку внешние стимулы не будут созданы, а имеющиеся сейчас внутренние источники роста будут ограничиваться еще в большей мере в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями, старением основных производственных фондов.

Сценарий управляемого развития.

Этот сценарий отражает использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ районной экономики в традиционных (аграрный сектор, перерабатывающая промышленность), так и новых наукоемких секторах. Он предусматривает:

создание эффективной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих качественные позиции района на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;

реализацию (за счет частных инвестиций) крупных проектов, обеспечивающих хранение и переработку сельскохозяйственного сырья;

развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики;

модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики – транспорта, связи и информационно-коммуникационных технологий;

Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых регионов, за счет повышения конкурентоспособности экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.

Темп роста ИФО по промышленности и сельскому хозяйству составит до 2015 года 107,4 % и 109,5 % соответственно. При этих параметрах развития Казахстан становится конкурентоспособным, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы.

Развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства, обеспечивающего повышение качества предоставляемых услуг в социальной сфере, также окажет позитивное влияние на качество экономического роста.

Перспективы управляемого роста района Шал акына связаны с модернизацией промышленности, агрокомплекса, развитием региональной инновационной и социальной системы, реализацией транспортно - транзитного потенциала и расширения приграничного сотрудничества.

Приоритеты развития промышленности района направлены преимущественно на модернизацию, включая инновационное развитие, сложившихся отраслей специализации района, диверсификация производства также предполагается за счет традиционных обрабатывающих производств. Важнейшие показатели технического состояния промышленного производства в районе не отвечают условиям формирования экономики инновационного типа, ввиду общей технической и технологической отсталости предприятий промышленности, а также электрических сетей и оборудования подстанций. Следствием недостаточного инвестирования в техническое перевооружение и разработку новой продукции в течение длительного времени является тенденция к снижению инновационной активности.

В целом, сценарий управляемого развития района Шал акына предполагает сохранение традиционной аграрно–индустриальной специализации района с учетом модернизации базовых отраслей экономики, использование транзитно-транспортных функций района, диверсификацию промышленности и сервисного сектора, модернизацию и инновационное развитие сектора социальных услуг.

Активное развитие получит производство и переработки сельскохозяйственной продукции на основе использования новых технологий.

В рамках управляемого сценария предполагается рост и повышение экономической устойчивости агропромышленного производства и уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельского населения, создание условий для формирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, рост инвестиций в агропромышленное производство и индустриальных сектор структур; увеличение темпов роста производства продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня использования производственных мощностей, продвижение продукции агропромышленного комплекса на рынки других регионов и международные рынки.

2.4 Анализ действующей политики государственного регулирования социально-экономического развития территории

В настоящее время в районе Шал акына реализуются 9 региональных программы. Согласно отчетов администраторов региональных программ всего было реализовано 277 мероприятий. Анализ хода реализации программ показал, что из числа выполненных мероприятий полностью было реализовано 265 мероприятий, не реализовано 12 мероприятий по причине неполного или отсутствия финансирования, а также ввиду того, что срок исполнения мероприятий не наступил.

В целом ход реализации региональных программ представлен в таблице

Таблица - Региональные программы района Шал акына

Наименование региональной программы

Кол-во мероприятий

Кол-во выпол

ненных мероприятий

Кол-во мероприя-

тий выполнен-ных выше 50%

Кол-во мероприя-тий выполнен-ных ниже 50%

Кол-во

не выпол-ненных

мероприя-тий

1

Региональная программа развития сельских территорий района Шал акына на 2004-2010 годы

83

83

83

-

-

2

Программа усиления борьбы с туберкулезом в районе Шал акына на 2009-2010 годы

20

18

16

-

2

3

Региональная программа борьбы с коррупцией в районе Шал акына на 2006-2010 годы

16

16

16

-

-

4

Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в районе Шал акына на 2010-2011 годы

22

**

21

11

9

1

5

Программа занятости населения района Шал акына на 2008-2010 годы

40

***

39

***

39

-

1

6

Программа реабилитации инвалидов района Шал акына на 2009-2011 годы

41

 

41

41

-

-

7

Программа жилищного строительства района Шал акына на 2008-2010 годы

10

8

2

2

2

8

Программа поддержки и развития предпринимательства в районе Шал акына на 2009-2011 годы.»

24

**

23

22

**

1

1

9

Программа по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв и охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями района Шал акына на 2010-2012 годы

21

**

16

2

7

**

5

итого

277

265

232

19

12

** Срок исполнения не наступил

*** Мероприятия реализуются на постоянной основе

Кроме вышеуказанных региональных программ действует план мероприятий на 2009-2010 годы по реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы в районе Шал акына», с количеством мероприятий – 41, с общей суммой финансирования 141 тыс. тенге.

Наряду с этим, остается ряд нерешенных проблем, что может быть связано с формулировкой целей и задач Программы, которые в данном документе перекликаются, ожидаемые результаты трудно поддаются измерению, отдельные пункты не соответствуют поставленным задачам. Так на данный период наблюдается только развитие одного направления: это материально-технической базы.